Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Молитва и царство

«Каков должен быть внутренний настрой в молитве? Человек должен очистить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Шехиной» (Рамбам).

«Каким образом человек может приучить себя к качеству Малхут? Прежде всего, он не должен гордиться тем, что у него есть, но всегда считать себя бедным, стоящим перед Всевышним как нищий, просящий и умоляющий… покинутый всеми и постоянно нуждающийся в милосердии Творца… И нужно смирять свое сердце, особенно во время молитвы, поскольку это весьма способствует тому, чтобы молитва была принята» (Томер Двора).

«И когда пришел Давид, пришла молитва, как сказано: “И приведу Я их к Своей святой горе, и обрадую их в доме молитвы Своей” (Мегила 18).

“А я — молитва” — это корень ступени царя Давида (р.Цадок аКоэн).

Малхут — корень сотворения человека

“Царство (Малхут) — это корень низших миров” (Рамхаль, Сефер аКлалим 29).

“Корень нижних миров — слава Творца, Шехина, которую Он хочет поместить в нижних мирах. Ради расположения Своей славы Он сотворил мироздание: “Все, что сотворил — сотворил только для Своей славы”. Раскрытие Его славы — это раскрытие Его Царства, поэтому корень нижних называется сфирой Малхут (Царство)… Все законы и свойства созданий и творения установлены в соответствии с нуждами раскрытия славы Творца. Поэтому в атрибуте Малхут установлены все определения и частности возможностей, данных созданиям для исправления мира в царствии Всемогущего” (р. Хаим Фридландер, Примечания к Даат Твунот, 160).

Данная тема весьма глубока и широка, но мы должны заняться ею, поскольку, как мы покажем, в ней заложена основа сущности молитвы. В данной главе мы вкратце приведем основные вопросы, связанные со сфирой Малхут и ее отношением к теме молитвы. Подробное же изучение возможно на основе первоисточников, к которым мы и отсылаем пытливого читателя.

Воцарение

Написано: “Ибо Г-споду царство, и Он властвует над народами”, — ибо царем называется тот, кого назначают по воле народа, и слово царь — мелех — происходит от слова амлаха — совет, когда советуются чтобы назначить над собой царя. А властителем (мошель) называется тот, кто властвует над народом как диктатор. Об этом и сказано: “Ибо Г-споду царство” — это Израиль, который принимает на себя иго Его царства по своему желанию, “…и власть над народами”, — силой, даже против их воли. Но в будущем: “И будет Г-сподь царем над всей землей”, — весь мир примет на себя Его царство по своей воле» (Виленский Гаон, Коль Элияу).

Об этом мы говорим: «Нет царя без народа» (Пиркей дераби Элиэзер). Воцаряет народ, он наделяет царя его титулом. Легко понять, что все это никак не относится к сущности Творца. Ведь нет ничего, чего Всевышнему недоставало бы: Он — «Господин мира, который царствовал прежде, чем было сотворено всякое создание». Только в процессе творения Всевышний сделал так, что человек своими действиями как бы образует царство. И это — благо Творца, желающего воздать добро Своим созданиям, заслуженное благо как награду за труд по созданию царства, а не в качестве милости, «хлеба стыда». Так объясняет Виленский Гаон слова молитвы «Всеблагой воздал славу Своему Имени»: Творец, который абсолютно добр, создал концепцию, согласно которой человек как бы воздает славу Его Имени.

Воцарение происходит по воле воцаряющего. В размышлении «Если нет рассудка — откуда молитва» мы объясним, что эта воля и есть рассудок, а воля и рассудок — это выбирающая сила в человеке. Таким образом, царство Всевышнего в мире осуществляется посредством человека, выбирающего своим разумом, по своей воле, воцарить Его над всем творением.

Малхут — корень творения

Из этого корня исходят все структуры мироздания. Вкратце:

  1. Ограниченное и сокращенное раскрытие Всевышнего в мире, в считанных путях управления, которые могут быть восприняты разумом человека. Поскольку понимание сущности Творца невозможно, то если бы Он раскрылся в соответствии со Своей бесконечной силой (Эйн-Соф), концепция Царства, Малхут, не могла бы существовать, поскольку не было бы возможности у человека воцарить Его осознанно и по своей воле.
  1. Сотворение структуры зла в противоположности структуре добра, чтобы дать возможность свободы выбора, и таким образом человек может воцарить Творца осознанно и по своей воле.
  1. Сотворение человека, обладающего разумом, выбирающего по своей воле, который воцаряет Творца.
  1. Создание условий, места, инструментов и других вещей, необходимых человеку для его служения, для данной миссии.

Все эти вопросы, и все что от них ответвляется, заложено в этом атрибуте — качестве Малхут.

Такова структура нашей темы, а теперь мы переходим к ее подробному обсуждению.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…