Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Для Всевышнего не так важна стоимость подарка, как само желание и стремление человека выполнить Его просьбу

В нашей главе, Трума, Творец, обращаясь к Моше, просит каждого, кто любит Б-га, принести ему подарок от «чистого сердца» (25; 1, 2). «И вот приношение, которое вам принимать от них: золото, и серебро, и медь. И синету (тхэлет — голубую шерсть), и багряницу (шерсть пурпурного цвета), и червленицу, и виссон (лен), и козью шерсть. И кожи бараньи красные, и кожи тахашевые (тахаш — не существующее ныне животное), и [брусья] дерева шиттим… Камни [драгоценные]» (25; 4-7). Раши объясняет: камни понадобятся для одежды Первосвященника: два больших оникса для эйфода (наплечника) и двенадцать различных драгоценных камней («заполняющих») — для хошена (нагрудника), которые будут вставлены в золотые гнёзда нагрудника. Приношения перечислены в определенном порядке: от более дорогих к более дешевым. Как известно, золото дороже серебра, серебро дороже меди и т.д. И вдруг в самом конце драгоценные камни. Что же, они дешевле меди?

Я слышал от рава Хаима Шмулевича (он цитировал «Ор а-Хаим») следующее объяснение: для Всевышнего не так важна стоимость подарка, как само желание и стремление человека выполнить Его просьбу, и как можно скорее. Там, в пустыне, единственными людьми, которые могли себе позволить делать дорогие приношения, были нэсиим (главы колен). А они как раз не особенно торопились приносить подарки, дожидаясь, пока все желающие закончат нести дары на строительство Мишкана. А если тогда чего-то не хватит, они добавят из своего кармана. Но оказалось, что простые евреи сами принесли всё, что требовалось, да ещё в избытке. Недоставало только драгоценных камней для хошена и эйфода. А Всевышний впоследствии убрал из слова нэсиим в Торе букву «йуд» — за лень и нерасторопность глав колен. Когда в Торе имя человека пишется с неполным составом букв, это означает, что человеку чего-то недостает в духовном плане.

Второе объяснение того, что драгоценные камни оказались в списке даров на последнем месте, следующее: эти сокровища упали в руки нэсиим буквально «с Небес», вместе с маном. Поэтому для них не составило большого труда подарить Б-гу найденное, то, что они не заработали в поте лица. Из этого всего, говорит рав Хаим Шмулевиц, нам следует сделать один важный вывод. Творец любит тех, кто проворен в исполнении заповедей, кто старается служить Ему с радостью и желанием и без лени. А, с другой стороны, Б-г желает, чтобы человек, который приносит дар ради создания святыни, на выполнение заповеди, отдавал бы с любовью лучшее из своего достояния, а не только то, что досталось ему даром. Ведь всё, чем человек владеет, он получает в подарок от Творца. Поэтому, по сути, он только возвращает то, что дал ему Б-г. А что же человек дает? — Тепло своего сердца. А в чем выражается тепло сердца? В том, что он действует энергично, без лени.

«Бейт а-Леви» объясняет, почему глава Трума следует сразу за главой Мишпатим: даже человек, который собрался сделать доброе дело, скажем, пожертвовать деньги на достойные цели, обязательно должен разбираться в законах денежных отношений между людьми, чтобы, не дай Б-г, не «подарить» на святые цели нечестно заработанные деньги или краденые предметы. Краденое надо вернуть владельцу. А после изучения законов, регулирующих денежные отношения, зная, что деньги действительно принадлежат ему, он может отдать их на выполнение мицвы.

Можно спросить: в чем смысл изучения устройства Мишкана и его принадлежностей в наши дни? Во-первых, из стихов, в которых говорится о Мишкане и его утвари, выводятся многие моральные принципы. Во-вторых, скоро, с приходом Машиаха, будет построен Храм и возобновится служба в нем. А между архитектурой Мишкана и архитектурой Храма имеется существенная аналогия. Я помню, как мой отец и учитель рав Ицхак Зильбер зацаль демонстрировал мне устройство Храма и его утвари при помощи палочек, картофелин и т.д. Слава Б-гу, в наше время отцы не обязаны быть столь изобретательными, а могут учиться сами и учить детей по ярко иллюстрированным изданиям.

Поговорим о некоторых принадлежностях Мишкана (а впоследствии — Храма). Самым высоким уровнем святости в Мишкане, да и в мире в целом, обладал Арон а-Брит (Ковчег Завета). Сказано (стихи 10 и 11): «И пусть сделают ковчег (Раши: наподобие ларя без ножек) из дерева шиттим: два локтя с половиною длина его, и полтора локтя ширина, и полтора локтя высота его. И обложишь его чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его; и сделаешь на верхе его золотой венец кругом». Раши объясняет: Бецалель изготовил три ковчега: два из золота и один из дерева. У каждого из них четыре стенки и дно, сверху они открыты. Деревянный был посередине, а золотые — внутри и снаружи. Он вставил деревянный ковчег в золотой, а второй золотой — в деревянный и покрыл верхний его край золотом. По краю ковчега шло украшение наподобие короны. Этот венец немного выступал над всей толщей покрытия. Он символизировал «венец Торы». В трактате Йома (72 б) сказано, что Ковчег Завета является подобием мудреца Торы, который должен быть «золотом» и внутри, и снаружи. И у мудреца есть корона — «Венец Торы», и его следует уважать. Мудрецы обратили внимание, что все числа, выражающие размеры ковчега, — половинные (длина 2.5, ширина 1.5, высота 1.5). Это говорит о том, что человек Торы должен быть скромным, чувствовать, что он — «только половина». Как известно, мудрость Торы дается именно скромным.

Верхняя часть ковчега была изготовлена из чистого золота, ее длина была два с половиной локтя, как и длина самого ковчега, а ширина — как ширина ковчега, и лежала она на торцах четырех стенок. Какой толщины должно быть покрытие, не указано, но мудрецы в трактате Сукка (5а) сообщают, что оно было толщиной в ладонь. А сверху на ковчеге — два «кэрувим» (Раши: «по-арамейски — дети»), отлитые из золота и составляющие часть покрытия. Кэрувим находились один напротив другого, их простертые крылья были подняты вверх до уровня их голов, так, чтобы между крыльями и покрытием оставался зазор в десять ладоней. Так сообщается в трактате Сукка. Мудрецы разъяснили: кэрувим олицетворяли отношения между Творцом и Его народом. Когда еврейский народ был на высоком духовном уровне и Б-г был им доволен, кэрувим смотрели друг другу в лицо.

В Скинии Завета находились постоянно три предмета. Справа — на северной стороне — золотой стол с двенадцатью хлебами предложения — «лехем а-паним», слева — на южной стороне — золотая Менора (Семисвечник), а в центре, ближе к входу, золотой жертвенник. А внутри, в Святая Святых, за парохэт (вторым занавесом) стоял только Ковчег Завета, и туда никто не входил, кроме Первосвященника (Коэн Гадоль) в Йом-Кипур.

Золотая Менора была отлита из цельного куска золота весом в один «кикар» (включая щипцы для очистки использованных фитилей Меноры). Изготовление Меноры со всеми её многочисленными чашечками, цветками, завязями и узорами было для Моше непосильной задачей, поэтому Всевышний сказал ему: «Брось кикар золота в огонь, и Менора отольется сама по себе». Поэтому в Торе (25, 31) во второй раз сказано не «ты сделай светильник» (вэ-асита), а «да будет сделан светильник» (тэасэ; Раши, Мидраш Танхума). Иногда что-то кажется нам непосильным, но мы должны делать то, что от нас зависит, и Б-г помогает.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…