Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда Б-г выбрал народ Израиля в качестве «Своего народа», сыновья Израиля обрели двойное благо, которое затем проявлялось как многие различные преимущества. Первое и самое великое благо состояло в том, что евреям была дарована Тора, давшая им духовное совершенство. А второе, предшествующее по времени, — это выход из Египта, давший им телесное совершенство, то есть, превративший их из рабов в свободных людей. И Б-г повелел, чтобы в Его святом Храме Его народ, Его праведники каждый день прославляли и благодарили Его за эти два великих блага.

Поэтому каждый день евреи приносили в Храме в жертву Б-гу двух ягнят. «Одного ягненка сделай утром», — говорит Б-г. Он символизирует дарование Торы, состоявшееся также утром, согласно сказанному: «И было в третий день, утром, и послышался звук грома, и молнии…» «А второго ягненка сделай в вечернее время», — поскольку он соответствует исходу из Египта и Пасхальной жертве, которую сыновья Израиля принесли в жертву именно вечером. Стих говорит об этом: «И зарезали его (Пасхального ягненка) вся община Израиля в вечернее время». Мы видим, что в рассказе о постоянной жертве Тора выбирает буквально те же самые выражения, что и в рассказах о даровании Торы и о Пасхальной жертве.

После выхода из Египта и получения Торы евреям был дарован ман — по омеру на каждого. Омер же — это десятая часть эфы. Поэтому в качестве благодарственной жертвы за этот ман евреи должны были приносить в Храме хлебное приношение — десятую часть эфы, то есть, омер, пшеничной муки. Ровно то же количество пищи, которое получал в пустыне каждый еврей, теперь необходимо было принести в жертву благословенному Б-гу.

При выходе из Египта Б-г даровал евреям богатство и почет, короновал их величием и безгранично обрадовал и возвеселил их сердца. В память об этом Он повелел, чтобы хлебное приношение было смешано с оливковым маслом, поскольку «доброе имя лучше доброго масла», и сопровождалось винным возлиянием, поскольку «вино радует сердце человека».

Такой способ понимания заповеди постоянной жертвы делает ясным, что жертва, приносящаяся каждый день, связана с великими милостями, оказанными Б-гом Израилю, и дарованными им благами.

Выбор для постоянной жертвы именно ягнят связан с тем, что их название на Святом языке созвучно слову «быть смиренным», так что уже само животное должно было напоминать евреям о смирении перед Б-гом. Именно по этой причине постоянной жертвой не стали ни быки, ни даже взрослые бараны. Кроме того, Б-г пожелал, чтобы то воздаяние, которого Он ожидает от Своих сыновей за Свои великие милости, не оказалось бы им в тягость и не было бы связано с непосильными расходами. Это должно быть нечто недорогое и не труднодоступное: всего-навсего один ягненок от всей общины Израиля для утренней трапезы и один ягненок от всей общины Израиля для вечерней трапезы, и в качестве хлеба — десятая часть эфы муки и четверть ина масла, да еще немного вина. Именно этот Б-жественный выбор имеет в виду пророк, когда упрекает евреев, говоря: «Народ Мой! Что Я сделал тебе, чем Я утрудил тебя? Ответь мне!»

О том, что постоянные жертвы подобны дополнительным жертвам шабата (28:9—10)

Заповедь соблюдения шабата дана евреям по двум причинам. Первая состоит в том, что шабат должен служить напоминанием о сотворении мира из ничего. Эта причина указана в самом рассказе об этой заповеди: «…Поскольку шесть дней творил Б-г небо и землю и в седьмой день завершил (творение), и покоился». А вторая причина, тоже указанная в стихе, — напоминание о выходе из Египта: «И помни, что рабом был ты в земле Египетской, и вывел тебя Б-г, Г-сподь твой, оттуда рукою сильною и мышцею простертою; поэтому повелел тебе Б-г, Г-сподь твой, соблюдать день шабата».

Для того чтобы еще раз напомнить эти две причины, ради которых дана заповедь шабата, Б-г повелел приносить в шабат в жертву двух ягнят. Один из них символизирует то, что Б-г, сотворив мир, «смирил» его, подчинил Себе (на Святом языке слова «ягненок» и «смирение» созвучны!) и определил ему границы. Второй же ягненок символизирует выход из Египта, когда Б-г «смирил» фараона и египтян «знаками, знамениями и чудесами». Хлебное же приношение и винное возлияние призваны украсить жертву шабата, так же, как раб, подносящий дар своему господину, старается украсить его.

И поскольку дополнительная жертва шабата обозначает выход из Египта и символизирует его точно так же, как постоянные жертвы, о символике которых я уже говорил, непременно нужно было сделать так, чтобы и сами эти жертвы были подобны.

Существует и другое объяснение этого подобия, также следующее из глубокого понимания смысла этих жертв. Б-г выступает по отношению к миру в двух различных ипостасях. Он — и причина возникновения этого мира, и одновременно тот фактор, который обеспечивает продолжительность и постоянство его существования. Другими словами, Б-г, во-первых, создал этот мир из абсолютного небытия, а во-вторых, охраняет его и придает ему непрерывность. И для того, чтобы указать на этот непреложный факт, Тора повелела, чтобы в день шабата, символизирующий сотворение мира, были принесены в жертву два ягненка, напоминающие, что Б-г «смирил» мир, подчинил его Себе, когда сотворил его и сообщил ему первоначальный толчок, и что Он постоянно хранит его, давая ему возможность продолжительного существования. А о сопровождающих эту жертву приношениях муки и вина сказано: «Хлебное приношение и винное возлияние согласно закону», — то есть, эти жертвы здесь не имеют особенного значения, а приносятся согласно общему закону жертвоприношений. Это объяснение тоже предусматривает чрезвычайную схожесть постоянных жертв и дополнительных жертв шабата: ведь, когда Б-г движет небесными сферами, Он тем самым управляет миром, хранит его и обеспечивает его постоянство! Поэтому дополнительные жертвы шабата установлены похожими на постоянные: они тоже состоят из двух животных, а не из семи, например, и приносятся ягнята, а не быки или бараны.

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…