Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мы недаром произносим благословения перед едой. Ведь всё, что находится в этом мире, принадлежит одному лишь Творцу, Которого следует благодарить.

3:8

Раби Элазар из Бартоты говорит: «Дай Ему из того, что принадлежит Ему, ибо ты и (все твое) принадлежат Ему». И так о Давиде сказано (1 Диврей аямим 29:14): «Ибо от Тебя все, и из Твоей руки мы дали Тебе».

После того как мишна рассказала, что Шехина присутствует в собрании десяти человек и даже возле одного, ты уже можешь понять, что все, чем человек обладает, принадлежит благословенному Б-гу. И, несмотря на то, что стих (Теилим 115:16) говорит: «Небеса — Небеса для Б-га, землю же Он дал сынам человека», — это не означает, что Б-г удалился из этого мира. Ведь если бы это было так, Б-г не присутствовал бы рядом с человеком! Б-г пребывает в мире, и все, что в нем находится, принадлежит Ему, о чем говорит другой стих (Теилим 24:1): «Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет».

Кроме того, (после того, как ты узнал из предыдущей мишны о том, что Шехина пребывает с людьми, стало необходимо) предостеречь тебя вот от какой ошибки. Когда мы сказали, что Б-г присутствует рядом с человеком, этот вовсе не означает, что Б-г нуждается в человеке и потому стремится быть рядом с ним, подобно человеку, который всегда старается быть вместе с тем, кто ему нужен. Б-гу нет необходимости что-то получать от человека: ведь все и так Ему принадлежит! Поэтому данное утверждение мишна поставила после рассказа о том, что Шехина пребывает рядом с людьми. Однако первое объяснение представляется мне более правильным.

В трактате Брахот (35а) говорится: «Запрещается пользоваться чем бы то ни было из этого мира, не произнеся благословения; и всякий, кто пользуется этим миром, не произнеся благословения, совершил кражу». И еще говорится там же: Сказал рав Йеуда от имени Шмуэля: «Всякий, кто воспользовался этим миром, не произнеся благословения, как будто воспользовался святыней, посвященной Небесам, ибо сказано: “Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет”. Раби Леви находит противоречие между двумя стихами. Один говорит: “Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет”, — а другой: “Небеса — Небеса для Б-га, землю же Он дал сынам человека”. Однако это противоречие разрешимо: один стих описывает положение до произнесения благословения, а второй — после его произнесения». Это означает вот что. Имя благословенного Б-га связано со всем, что есть в мире, поскольку все, что сотворил Б-г в Своем мире, Он сотворил ради Своей Славы, как еще будет разъясняться. Поэтому все, что есть в мире, — это святыни, посвященные Небесам. Однако Б-га (мы называем) благословенным, а это значит, что Он — источник всех благословений, дающий благословение другим. Слово «благословенный» обозначает именно это — «способный давать благословение другим». И когда человек произносит формулу благословения: «Благословен Ты, Г-сподь…» — он обращается к той ипостаси Б-га, которая творит все и всему дает благословение, и тогда вещь, которую он имеет в виду, теряет свою святость и теперь ею допустимо воспользоваться. Таким образом, до произнесения благословения любая вещь в мире существует лишь ради Славы Б-га, а потому воспользоваться ею нельзя. Творения получают право пользоваться миром лишь через благословение, когда обращаются к Б-гу как к дарителю, дающему благословение. В книге Нетивот олам мы привели и еще одно объяснение. Но так или иначе, сказанное здесь совершенно ясно. Все сотворенное существует лишь ради Славы благословенного Б-га и названо Его именем, согласно сказанному: «Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет». Об этом говорит и другой стих (Йешая 6): «Вся земля полностью — Его Слава». Стих не говорит, что «земля полна Славы Б-га», он утверждает совсем другое: что вся земля, все ее наполнение — и есть Его Слава, сотворено только для Его Славы.

Это и имеет в виду мишна, когда говорит: Дай Ему из того, что принадлежит Ему, ибо ты и все твое принадлежат Ему. Ведь если весь мир принадлежит Б-гу, как может человек пожалеть отдать Ему что-то из того, что и так принадлежит Ему?!

Для доказательства мишна приводит стих: «Ибо от Тебя все, и из Твоей руки мы дали Тебе».

Здесь не следует понимать этот стих буквально, поскольку в этом случае доказательство получится недостаточно убедительным. Ведь Давид говорит там о средствах, пожертвованных на постройку Храма, которую Б-г повелел осуществить. И в подобных случаях даже сомнений нет, что Б-г дарует человеку богатство для того, чтобы он исполнил Его заповедь, а миру — для того, чтобы был построен Его Храм. Именно поэтому во времена Шломо мир был чрезвычайно богат, о чем Писание подробно рассказывает. Кроме того, (это доказательство слабо еще и потому, что) когда речь идет об общине в целом, положение может быть другим. Поэтому мишна предваряет этот стих словами: И так о Давиде сказано… Она хочет сказать только, что у царя Давида мы видим то качество, которое описывает стих.

Стих не говорит: «И из наших рук мы даем Тебе», — а говорит именно из Твоих. Если бы было сказано так, получилось бы, что богатство попало в наши руки и стало нашей собственностью, и лишь потом мы передали его Б-гу. Но на самом деле это не так, а из Твоих рук мы даем тебе, то есть, наше богатство ни на секунду не стало нашим владением, а всегда было и оставалось владением Б-га.

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…