Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Насколько велик и важен мир между людьми можно судить по тому, что, при всей предосудительности лжи, ради мира Тора разрешила даже иногда изменять слова при пересказе. Таковы пути установления мира: избегать всего, что может нарушить единство между человеком и его ближним, между мужем и женой, повредить любви между ними, даже в самой малой степени. Это правило мы можем учить из того, как сам Всевышний изменил слова Сары, передавая их Аврааму. Она сказала (услышав известие, что у нее будет сын): «…вот и господин мой (Авраам) стар», а Всевышний передал Аврааму, будто она сказала: «…и я состарилась» (Берешит 18:12,13). Всевышний, будь Он благословен, сделал это, чтобы избежать всякой возможности обиды (см. Раши там). Подобным же образом Талмуд разрешает говорить о некрасивой невесте, что она красива, а о неудачной покупке — что она удачна (Ктубот 17а). Братья Йосефа придумали то, чего не было, беспокоясь о мире между ними и Йосефом. Они сказали ему: «Отец твой завещал перед смертью, говоря: Так скажите Йосефу: Прости, молю тебя, вину братьев твоих…» (Берешит 50:17). Объясняет Раши, что Яаков не говорил всего этого, ибо он не подозревал Йосефа в том, что тот станем мстить братьям за причиненное ему зло. Из этого эпизода мы выводим, что изменить слова во имя мира может даже тот, кто непосредственно заинтересован и участвует в деле, а не только стороннее лицо. Талмуд говорит, что отступление от фактов во имя мира — мицва, а не просто нечто разрешенное (Йевамот 65б)

Насколько велик и важен мир между людьми можно судить по тому, что, при всей предосудительности лжи, ради мира Тора разрешила даже иногда изменять слова при пересказе. Таковы пути установления мира: избегать всего, что может нарушить единство между человеком и его ближним, между мужем и женой, повредить любви между ними, даже в самой малой степени.

Это правило мы можем учить из того, как сам Всевышний изменил слова Сары, передавая их Аврааму. Она сказала (услышав известие, что у нее будет сын): «…вот и господин мой (Авраам) стар», а Всевышний передал Аврааму, будто она сказала: «…и я состарилась» (Берешит 18:12,13). Всевышний, будь Он благословен, сделал это, чтобы избежать всякой возможности обиды (см. Раши там). Подобным же образом Талмуд разрешает говорить о некрасивой невесте, что она красива, а о неудачной покупке — что она удачна (Ктубот 17а).

Братья Йосефа придумали то, чего не было, беспокоясь о мире между ними и Йосефом. Они сказали ему: «Отец твой завещал перед смертью, говоря: Так скажите Йосефу: Прости, молю тебя, вину братьев твоих…» (Берешит 50:17). Объясняет Раши, что Яаков не говорил всего этого, ибо он не подозревал Йосефа в том, что тот станем мстить братьям за причиненное ему зло. Из этого эпизода мы выводим, что изменить слова во имя мира может даже тот, кто непосредственно заинтересован и участвует в деле, а не только стороннее лицо. Талмуд говорит, что отступление от фактов во имя мира — мицва, а не просто нечто разрешенное (Йевамот 65б). И это вещь совершенно неочевидная: Сам Всевышний изменяет слова во имя мира, хотя Он Сам весь — истина, и печать Его — истина!

Из всего этого мы видим, что в час нужды человеку приходится делать и такие вещи, которые не укладываются в обычные нормы его поведения и противоречат его принципам, ибо человеку надлежит делать то, что хорошо в глазах Всевышнего, а не в его собственных глазах. Об этом говорит в своем Видуе (признании в грехах) рав Саадия Гаон: «То, что Ты разрешил, — запрещал я!»

Ложь для спасения от нарушения запретов Торы

Разрешается прибегнуть ко лжи в том случае, когда невозможно иным способом уклониться от нарушения запрета Торы, например, запрета злоязычия и сплетен. К примеру, когда Реувен спрашивает у Леви, действительно ли Шимон сделал ему такое-то плохое дело, Леви имеет право сказать неправду, чтобы уклониться от нарушения запрета сплетен (по книге Хафец Хаим).

Возможны также и другие ситуации, в которых позволяется изменять свои слова против действительности (Бава меция 23б):

1. В том, что касается изучения Торы. Когда спрашивают человека, знает ли он хорошо такой-то трактат Талмуда, разрешается из скромности ответить отрицательно (Раши).

2. В интимной сфере, когда спрашивают о чем-то, касающемся отношений между мужем и женой.

3. В сфере гостеприимства. Комментаторы объясняют это по-разному. По Рамбаму, гостю не следует сообщать, у кого он остановился, чтобы не пришли другие к тому же хозяину и не затруднили его приемом многих гостей. По Раши, если есть опасение, что к этому же хозяину, услышав о его гостеприимстве, придут люди недостойные, и тот понесет ущерб, принимая их, то гостю разрешается сказать, что его приняли не очень хорошо. И Рамо постановил согласно Раши (Хошен мишпат 262).

По указанной причине не следует расхваливать хозяина за его гостеприимство перед другими людьми, как говорится об этом в Талмуде (Арахин 16а) по поводу сказанного в Писании: «Если кто благословляет ближнего громко поутру — проклятием ему зачтется» (Мишлей 27:14).

Из этого видно, сколько осторожности следует проявлять во всем, что мы говорим, и смотреть, как говорят, в оба, чтобы сказанное нами не принесло ущерба ни одному человеку, даже при самых лучших наших намерениях.

И еще сказали благословенной памяти наши мудрецы (там же в Арахин), что не следует расхваливать ближнего, ибо сказанное в похвалу может обернуться к осуждению. Объясняет Раши, что, чрезмерно хваля, сам хвалящий будет вынужден, в конце концов, сделать оговорку: «Кроме такой-то плохой черты, которая есть в нем»; либо один из слышавших похвалы скажет: «Но разве нет в нем такой-то плохой черты?» (См. также у Хафец Хаима, когда можно и когда нельзя хвалить ближнего).

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…