Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

От евреев всё время требуют пожертвований. Кому это нужно — Б-гу или человеку?

Темы: Деньги, Цдака, Мишкан, Будущий мир, Заслуги

Отложить Отложено

Недавно обратил внимание, что, начиная со строительства Мишкана и далее, от евреев все время требуют пожертвований. Почему теме цдаки уделяется столько внимания, кому это нужно, Богу или человеку?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Комментаторы Торы указывают на интересную деталь: когда Всевышний заповедует евреям принести пожертвования для Мишкана (Скинии), Он говорит (Шмот 25:2): «и возьмете Мне приношение», хотя более естественно было бы сказать: «…и дадите Мне приношение» или «…и принесете мне приношение».

Ор а-Хаим объясняет это так: часть пожертвований шла на общественные жертвоприношения. Принесение этой части было обязательным, и еврейский суд был вправе изъять ее у того, кто отказывался платить. Намек на это — использование слова «возьмете», а не более подходящего «дадите».

Бейт а-Леви предлагает другое объяснение. Он говорит: на самом деле деньги, которые действительно принадлежат человеку, это только те, которые он потратил на цдаку. И поясняет: когда деньги принадлежат человеку, независимо от того, хранятся они в швейцарском банке или дома под половицей, это всего лишь их временное пристанище. Как бы много денег ни было и как бы долго они там ни лежали, связь человека с ними — всего лишь номинальная. Всегда существует вероятность их лишиться.

Однако те деньги, которые человек дает на цдаку, становятся по-настоящему навсегда его, и заслуги исполнения этой заповеди никто не сможет у него отнять. Именно поэтому Тора, говоря о пожертвованиях, употребляет слово «возьмете», а не «дадите». На самом деле человек «берет» эти деньги для себя. Т. е. это тот же смысл, который существенно позже был выражен в известном афоризме: «Как дать, чтобы взять».

Это перекликается с мишной в «Пиркей Авот» (6:9), где сказано: когда человек покидает этот мир, его сопровождают не серебро, не золото, не драгоценные камни, а только Тора, которую он изучал, и добрые дела, которые он совершил. Получается, единственный способ придать материальным ценностям настоящую значимость и получить их в свое постоянное владение — это использовать их в благих целях. С другой стороны, тот, кто по скупости необоснованно держится за них, получает только временную и иллюзорную выгоду.

Более того, важно отметить: выгода, которую человек получает от денег, потраченных на цдаку, не ограничивается только Будущим миром. Неслучайно кульминационная часть молитвы в Дни трепета — слова о том, что раскаяние, молитва и цдака могут отменить страшный приговор, вынесенный Небесным судом. Так цдака может повлиять на жизнь человека и изменить ее и в этом мире.

Об этом упоминает и Рамбам (комментарий к «Пиркей Авот» 3:15). Он говорит, что лучше разделить деньги и пожертвовать их нескольким людям, хотя каждый из этих людей получит меньшую сумму, чем отдать всю сумму одному человеку. Рамбам поясняет: многократное повторение акта пожертвования, даже если это небольшие суммы, оставляет неизгладимый след в душе человека, делая его более милосердным.

Таким образом, мы видим, что, как во времена Мишкана, когда пожертвования на его строительство считалось «сомоинвестированием», так и каждый раз, когда мы используем свои материальные средства для помощи другим, в конечном счете, от этого выигрываем мы сами, причем не только в Будущем мире, но и в этом.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.