Темы: Песах, Суббота, Египет, 39 мелахот, 39 работ, Жертвоприношения
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Вопрос про Шабат а-Гадоль: как евреи могли в субботу вести и привязывать овечку к ножкам кровати? И почему именно к кровати, а не оставить пастись во дворе?
Здравствуйте! Ягненка для пасхальной жертвы нельзя было оставлять пастись во дворе, поскольку там он мог пораниться или «обзавестись» каким-то изъяном, что автоматически сделало бы его непригодным для жертвоприношения. Ягненка потому и брали заранее, за четыре дня до Песаха, чтобы проверить его цельность и уберечь от возможных увечий. Поэтому держали его только дома.
Согласно простому смыслу текста (пшат), в том, что его привязывали именно к ножкам кровати, не было ничего мистического. Просто это было единственное место в доме, где можно было привязать животное так, чтобы оно оставалось в целости и сохранности на протяжении нескольких дней. Столы в те времена были небольшие, отдельные для каждого человека, поэтому кровать — единственная массивная мебель, которая могла удержать животное на месте.
Раши в комментарии к Тэилим 118:27 («…привяжите вервями праздничную жертву к рогам жертвенника») объясняет, что не только пасхальное жертвенное животное, но и всех животных, предназначенных для жертвоприношений, привязывали к кровати, чтобы уберечь их от травм.
А из мишны в трактате Келим 19:2 видно, что для этой цели были специальные ремни, прикрепленные к кровати. Это следует и из гмары в трактате Бава Кама (80а): там рассказано, как одному больному прописали пить каждый день парное молоко. Для этого ему привели в дом козу и привязали к ножкам кровати.
Однако некоторые комментаторы видят в этом более глубокий смысл. Согласно одному из таких объяснений, привязывание пасхального жертвенного животного именно к кровати было символично и означало: еврейский народ сохранил нравственную чистоту, даже находясь в Египте, стране, полной, как известно, прелюбодеяния и разврата.
Что же касается Вашего вопроса, как евреи могли в субботу привязывать животное к кровати, то его задает и один из комментаторов Арбаа Турим — Приша. И отвечает: поскольку это был узел, который вскоре развяжут, — он считался «временным узлом», который разрешено завязывать в субботу.
С уважением, Моше Сытин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваякель
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Реувен Куклин
Б-г желает не воскурений, а молитвы?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Натан Агрес
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Хаим Суницкий
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Гади Поллак
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.