Темы: Ашкеназы, Мудрецы, Галут, Ешива, Разрушение Храма, Германия, Рим, Рав Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак и когда ашкеназcкие евреи попали в Германию? Когда ашкеназы стали отдельной группой?
Здравствуйте!
История евреев Германии и Франции началась в далеком прошлом. В книге «Хроника поколений» (Сэдэр а-Дорот I, 5, 360) приводится сообщение автора СМА («Сэфер Мэирот Эйнаим»), что впервые евреи поселились на берегах Рейна уже в 5 веке до н. э., после разрушения Первого Храма. Там же приводится интересный факт: начав отстраивать Второй Храм, Эзра разослал по всему миру письма с призывом к евреям диаспоры вернуться на Святую Землю. Такое письмо было отправлено и в Германию. На что древние ашкеназы ответили, что им не нужен «большой» Иерусалим, так как у них есть «малый». По мнению раби Элиэзера из Меца (РАМ, Франция, 12 в.; там же) этот отказ стал причиной страданий ашкеназских евреев во времена средневековья.
Однако многие исследователи полагают, что те древние ашкеназим были уничтожены или ассимилированы во времена римско-германских войн. Как бы то ни было, очевидно, что еврейские общины Германии и Франции большей частью сложились во времена средневековья. Основу их составили торговцы, прибывшие из Италии и постепенно расселившиеся вдоль главного судоходного и торгового пути Европы — реки Рейн.
Первое еврейское поселение в Италии было основано еще во времена Второго Храма, после присоединения Иудеи к Римской империи. Большая и богатая еврейская община Италии неоднократно упоминается в источниках времен танаим и в Талмуде: еврейские мудрецы Земли Израиля отправлялись туда с различными миссиями.
То, что ашкеназские общины были сформированы выходцами из Италии, объясняет сходство многих обычаев ашкеназов с обычаями евреев Эрэц-Исраэль. Еще со времен Римской империи евреи Аппенинского полуострова поддерживали тесные связи с Эрец-Исраэль. Через Италию влияние мудрецов Эрец-Исраэль распространилось и на еврейские общины Северной Франции и Германии.
Расцвет еврейских общин Германии тесно связан с прибытием туда в 9 веке влиятельной семьи Калонимус. Они прибыли из города Лукка в Северной Италии. В некоторых источниках указывается, что переселение раби Калонимуса и его сына раби Моше было инициативой короля Карла Великого, видевшего в еврейской иммиграции ключ к экономическому развитию германских земель. Раби Калонимус и его сын основали первую ешиву в городе Майнце, создав там мощный центр Торы, куда стекались ученики со всей Европы. Из Багдада во Францию переехал известный мудрец раби Махир, который был назначен руководителем общины в Нарбоне.
После смерти раби Моше Калонимуса в 10-м веке майнцскую ешиву возглавил раби Йеуда Леонтин, а после его смерти пост руководителя ешивы занял его ученик Рабейну Гершом Меор а-Гола («Светоч изгнания»). Рабейну Гершом стал «отцом» ашкеназской школы Талмуда. Его методы изучения и установления галахи (закона) часто расходились с методами вавилонских гаонов. В спорных вопросах ашкеназские законодатели отдавали предпочтение мнению Рабейну Гершома (см. Маарам из Ротенбурга 264).
Появление выдающихся знатоков Торы на территории Германии и Франции привело к формированию самостоятельной еврейской общины Европы, не зависящей от галахических решений вавилонских гаонов. Именно создание мощного центра Торы на территории Германии и Франции можно считать началом истории ашкеназских евреев как отдельной культурно-религиозной группы.
С уважением, Моше Сытин
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Устной Торы.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Яков Шуб
Что вообще отмечается 25 декабря?
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Рав Александр Красильщиков
Несущественное отличие?
Браха Губерман
Когда в наше время говорят о ешиве, думают действительно об организованном заведении, предлагающем комплексную программу, задуманную создателями крупнейшей ешивы Воложина в начале ХIХ века: конечно же, это место, где учатся, но студенты там также спят и едят и получают в этой обстановке воспитание и образование.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.