Темы: Пересадка органов, Цдака, Милосердие, Кровь, Хесед, Здоровье, Рав Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый вечер! Донорство крови — это считается цдакой? И как его вообще можно охарактеризовать, если:
а) Донор не знает, кому он помогает?
б) Государство выплачивает все-таки деньги на восстановление донора после донации?
в) Кроме того, сейчас самый развитый банк костного мозга именно в Израиле. Как Тора относится к медицинскому донорству?
Думаю, что вопрос интересный. С уважением, Владимир
Уважаемый Владимир!
а) Добро, которое человек делает другим людям, бывает разных видов. Есть цдака — это материальная помощь нуждающимся, и есть хесед, он имеет разные формы. Любое добро, которое мы делаем другому, это хесед. Гмара говорит, что цдака — это только бедным, а хесед — это и бедным, и богатым. Как пишут наши мудрецы, и цдака, и хесед имеют свои преимущества. Поэтому важно делать и то, и другое. Хесед — одалживать деньги (безвозмездная ссуда), навещать больных, радовать жениха и невесту и т. д. Хесед включает в себя и донорство.
б) Когда человек делает добро ради добра, даже если ему это как-то возмещают, это добро. Представьте себе врача или медсестру, которые стараются от всего сердца по своим возможностям помочь людям, но им же нужно на что-то жить, им за это платят. Но если основное их намерение — помочь людям, значит, они постоянно делают хесед.
в) Донорство костного мозга, когда это спасает больного, а здоровью донора не вредит, — тоже хесед.
Если донорство помогает другому человеку и не наносит вреда самому донору, раввины это приветствуют. Случай такого донорства — особый хесед. Человек отдает часть своего тела, чтобы помочь другому.
Приведу пример из личной жизни: у моей жены отказали почки, и ей стали делать диализ. Это было очень непросто — трижды в неделю несколько часов проводить в медицинском учреждении, да и организм очищается недостаточно, он постепенно засоряется. Работу этих аппаратов не сравнить с работой маленькой почки (100-200 см. куб). Так продолжалось, пока одна женщина, которая нас лично не знала, не подарила ей почку… Это, конечно, великий хесед, и мы ей очень благодарны. Это было сделано с помощью организации «Матнат Хаим», руководимой равом Гебером.
Тому, кто делает хесед другим, Б-г оказывает милосердие — мера за меру.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Реувен Пятигорский
Какой смысл, согласно Торе, в богатстве?
Рав Яков Шуб
Тратить огромные деньги на поддержание жизни частично мертвых пациентов?
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Почему предписано обрезать младенца именно на восьмой день? Тогда же не знали про фибрин!
Рав Бенцион Зильбер
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Даниэль Шевелевич
С течением времени для Йешаягу нашелся донор, и операция по пересадке почки прошла успешно. Он приложил максимум усилий, чтобы найти человека, который пожертвует почку его ученику.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Путеводитель по кашруту»
Тора запретила употреблять кровь в пищу. Как не нарушить этот запрет?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина