Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Заповедь почитания родителей только в Земле Израиля?

Темы: Земля Израиля, Заповеди, Почитание родителей, Рав Эльяким Залкинд, Ангел

Отложить Отложено

Здравствуйте! Вопрос о почитания отца и матери. Как прокомментировать сказанное в Торе (Дварим 5, 16): «Чти отца своего и мать свою, как повелел тебе Б-г Всесильный твой, дабы продлились дни твои, и хорошо было тебе НА ЗЕМЛЕ, которую Б-г Всесильный твой дает тебе». Из сказанного следует, что заповедь дана для исполнения только в земле Израиля? Как понимать данный стих? Спасибо, Георгий

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Георгий,

Вы задали очень важный вопрос. Добавим, что это не единственное место в Торе, где исполнение заповедей связывается с Землей Израиля.

Так, мы повторяем каждый день, по меньшей мере, дважды: «И вот, если послушаетесь заповедей Моих, которые Я заповедаю вам ныне… Положите же эти слова Мои в сердце ваше и в душу вашу… и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они начертанием между глазами вашими. И учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме своем и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь. И напиши их косяках дома твоего и на воротах твоих, Дабы длились дни ваши и дни детей ваших на той земле, которую Господь клялся дать отцам вашим — сколько дней небо (будет) над землею» (Дварим 11:13, 18). Эти слова написаны во всех мезузах, прикрепленных к косякам дверей в наших домах, и вложены в головные и ручные тфилин. Как видим, здесь сказано, что с Землей Израиля связаны также заповеди тфилин, мезузы, изучения Торы, необходимость помнить обо всех заповедях.

И обратите внимание: вопрос о стихе, приведенном Вами, можно было бы отклонить, сказав, что речь идет о любой земле, которую Всевышний дает нам для жизни, а об отрывках из «Шма» так сказать невозможно. Здесь говорится именно о Земле Израиля, как следует из слов «на той земле, которую Господь клялся дать отцам вашим» — эта клятва была дана Всевышним Аврааму, Ицхаку и Яакову и снова подтверждена их потомкам — еврейскому народу, когда он выходил из Египта и получал Тору. И обещание относилось именно к Земле Израиля.

Но, может быть, скажем: речь о том, что в награду за исполнение заповедей в каком бы то ни было месте мы удостоимся жить в Земле Израиля и продлить свои дни там? Однако и этого объяснения недостаточно. Ведь сказано еще (Ваикра 18:26, 28): «А вы соблюдайте уставы Мои и законы Мои… Чтоб не изрыгнула земля вас, если вы оскверните ее, как изрыгнула она народ, бывший (на ней) до вас». Или еще (Дварим 6:1, 3): «И вот заповеди, уставы и законы, которым Господь, Б-г ваш, заповедал научить вас, дабы исполнять в стране, в которую вы идете, чтоб овладеть ею… Слушай же, Израиль, и старайся исполнять, чтобы хорошо было тебе… как говорил тебе Господь, Б-г отцов твоих, на земле, текущей молоком и медом».

Как видим, об исполнении заповедей в самой Земле Израиля говорится здесь. И обо всех заповедях. Так что вопрос, действительно, встает «в полный рост»: почему Тора во многих местах связывает исполнение заповедей именно с этой Землей, даже тех заповедей, которые не относятся к Земле непосредственно (как отдых Земли в седьмой год, отделение трумы и маасера от урожая и т. д.).

Чтобы ответить, обратимся к комментарию Рамбана (к Ваикра 18:25), где он рассматривает эту тему подробно, см. там полное объяснение. В нескольких же словах: при формировании и разделении народов на земле над каждым из них был поставлен свой ангел, через которого будет осуществляться управление этим народом в стране, выделенной ему. Таким образом, у каждого народа и земли есть назначенный над ними ангел, являющийся как бы «посредником», управляющим согласно воле Б-га всем, что происходит на этой земле с ее жителями.

Земля же Израиля управляется Всевышним напрямую, без помощи какого бы то ни было ангела. Как сказано в самой Торе (Дварим 11:11, 12): «Ибо земля, в которую вступаешь ты… очи Господа, Б-га твоего, непрестанно на ней…». Поэтому раскрытие Его провидения и связи мира с Самим Творцом в этой Земле особенные, не такие, как во всех остальных Землях. Потому и заповеди Торы, являющиеся Его повелениями, выражением Его воли по отношению к человеку, исполнение которых раскрывает связь человека с Ним, приобретают особое значение и достигают своей полной силы именно в этой Земле.

И, хотя Тора заповедует соблюдать их везде (кроме заповедей, связанных напрямую с возделыванием земли, ее урожаем и т. д.) и везде заповеди приближают нас к Творцу и связывают с Ним, исправляют мир и раскрывают в нем связь с его Властелином и знание о Нем, а нарушение — разрушает, разделяет, приводит к ущербу, — однако в этой Земле значение и воздействие заповедей максимально. Здесь — место, предназначенное для них, и здесь имеет место «эффект резонанса», заповеди максимально воздействуют на мир и человека.

С уважением, Эльяким Залкинд

 

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.