Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Творец дает Моше повеление подняться на гору и умереть. Почему это не записано в конце книги?

Темы: Моше, Земля Израиля, Пророчество, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

При чтении книги Бемидбар у меня возник такой вопрос: в главе Пинхас Творец даёт повеление Моше подняться на гору и умереть, но после этого повеления записаны многочисленные законы жертвоприношений. Почему это повеление (умереть) не записано в конце книги? Ведь так было бы логичнее. В чем здесь скрытый смысл? Спасибо. Михаил

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Михаил!

Комментаторы задают похожий вопрос, но, прежде чем мы рассмотрим его, надо заметить следующее: было как раз логичным предупредить Моше заранее о том, что он умрет, чтобы дать ему время сделать то, что необходимо перед смертью. В частности, здесь же сразу упомянуто, как он просил Всевышнего о назначении преемника, который будет заботиться о народе Израиля так же, как это делал сам Моше; кроме того, он успел повторить с народом Израиля всю Тору, о чем говорит вся книга Дварим, и дать прощальные наставления, которым посвящены последние главы Пятикнижия.

Вопрос же комментаторов: почему именно в этом месте Тора пишет об подтверждении решения Всевышнего? Ведь основная его часть — то, что Моше и Аарон не войдут в Землю Израиля, — уже была озвучена раньше, после событий с «водами раздора», описанных в главе Хукат, а реальное восхождение Моше на указанную ему гору произошло много позднее — непосредственно в день его смерти.

И они отвечают (см. Раши, «Толдот Ицхак» и многих других комментаторов, которые приводят толкование древних мудрецов): именно в это время у Моше появилась надежда, что приговор, вынесенный ему после событий с «водами раздора», возможно, отменен. Раши приводит две причины, по которым Моше мог так думать.

1. Речь идет о победе, которую Моше одержал над Огом и Сихоном, захватив их земли, которые фактически были присоединены в каком-то смысле к Земле Израиля. После того как Моше смог побывать на этих землях, он обрадовался и подумал: возможно, он сможет пройти и дальше, так как приговор отменен. Мудрецы иллюстрируют это притчей о короле, который по какой-то причине запретил своему сыну ступать на порог внутренних покоев дворца, а затем сам зашел снаружи в дворцовые ворота, и не прогнал сопровождавшего его сына. Прошел во внутренний двор — а сын за ним. Зашел во дворец — а сын за ним. Но когда принц собрался последовать за отцом во внутренние покои, тот сказал ему: «Сынок, отсюда и далее тебе заходить нельзя». Так получилось и с Моше.

2. Второй причиной стал тот факт, что Моше было поручено руководить распределением наделов между коленами, которое с помощью жребия и пророчества было проведено еще в пустыне. Тогда он подумал, что, поскольку поручение было сформулировано как «дай им» — в смысле «надели их…», возможно, приговор был смягчен и он еще войдет в Землю Израиля, чтобы самому распределять наделы между коленами. Всевышний сообщил ему, что это не так.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.