Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли в праздник накопать руды, переплавить ее в металл и выковать сковородку?

Темы: Запреты, Йом тов, Субботы и праздники, Еда, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Здравствуйте. Как известно, в Йом Тов (праздник) можно совершать мелахот (работы), необходимые для приготовления еды. Вот, например, человек хочет приготовить что-то, а у него нет рецепта, — получается, можно залезть в интернет и погуглить? Или нет сковородки. Получается, он может пойти, накопать руды, переплавить ее в металл, выковать сковородку и пожарить на ней еду! С уважением, Мамбуда, студент Российского университета дружбы народов.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Мамбуда,

Большое спасибо, что обратились к нам. Ваш вопрос затрагивает основы законов Праздничного дня — Йом Това, поэтому давайте разберем все по порядку.

Как в субботу, так и в праздник запрещено выполнять все 39 работ. Единственное отличие — в праздник разрешено совершать действия, необходимые для основных «удовольствий» (охель нэфеш). На практике в основном это разрешение готовить пищу.

Но и здесь есть некоторые ограничения. Приведем часть из них:

— Если блюдо можно приготовить до праздника и это никак не повлияет на его вкусовые качества, его нельзя готовить в праздник, а надо заранее.

— Разрешено готовить только те блюда, которые подходят для обычных людей. Поэтому блюда, которые подходят только для каких-то определенных категорий людей, например, избалованных и больных, нельзя готовить в праздник, а надо заранее.

— Запрещены работы, продуктом которых можно пользоваться в течение длительного срока, например, жатва (коцер) и т.п.

Кроме того, в Талмуде (Бейца 28а) приводится спор о том, распространяется ли это разрешение на работы, которые не связаны непосредственно с приготовлением пищи, а необходимы, чтобы подготовить инструменты, которые впоследствии понадобятся для готовки, т.е. работы предварительной стадии (махширин охель нэфеш). Например, наточить нож, чтобы потом сделать шхиту или резать пищу. Раби Йеуда считает, что разрешено выполнять такие работы, если не было возможности сделать их до праздника, а мудрецы спорят с ним и запрещают выполнение таких работ.

При этом как мудрецы, так и раби Йегуда согласны, что их спор относится только к ситуации, когда необходимо, починить или исправить инструмент (как, например, было сказано выше, наточить нож), а вот если его необходимо изготовить с нуля, то это запрещено (Шаарей Циюн 509:2). Поэтому, например, сделать новый нож будет запрещено по всем мнениям.

Теперь можно ответить на Ваш второй вопрос: запрещено выполнять работы по изготовлению новой сковородки в праздник, поскольку это не относится к разрешению махширей охель нефеш.

Еще одно ограничение: спор мудрецов и раби Йегуды не касается работ, необходимых для починки инструментов, которые, в свою очередь, необходимы для починки тех инструментов, которые впоследствии будут использованы для приготовления пищи. Иными словами, речь идет о предварительной стадии, предшествующей предварительной стадии (махширэй махширин охель нэфеш). Например, как было сказано выше, можно наточить нож, но нельзя починить точильную машину, которая необходима, чтобы наточить нож, который впоследствии будет использован для убоя скота или нарезания пищи. Кроме того, спор также не касается работ по починке или изготовлению предметов, которые, в конечном счете, не влияют напрямую на приготовление пищи. Например, нельзя сделать лестницу, чтобы достать продукты, которые находятся на чердаке (Алахот а-Моадим 3:5, см. Мишна Брура 514:4).

Соответственно, теперь можно ответить на Ваш первый вопрос: нельзя искать рецепт в интернете, поскольку это также предварительная стадия перед предварительной стадией, и ведь сам рецепт не участвует напрямую в приготовлении пищи.

Хороших Вам праздников.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.