Темы: Награда и наказание, Милосердие, Заповеди, Суд, Рав Эльяким Залкинд, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Мы с товарищем поспорили насчет того, каков Творец. Он утверждает, что Творец — это очень строгий Царь, имеющий право навязать нам Свою волю (так как Он создал нас и постоянно поддерживает наше существование) и строго спрашивающий с нас за каждое прегрешение, не пропуская даже самой маленькой греховной мысли, и никакие смягчающие обстоятельства не учитываются. Я же утверждаю, что Творец — не только Царь, но и любящий милосердный Отец, и не ставит целью наказать каждого, кто хоть немного провинился. Рассудите нас, пожалуйста.
И еще хочу спросить, можно ли рассматривать действия Творца с точки зрения нашего понимания морали? Или всё, что бы Творец ни совершил, автоматически является моральным? Или есть какие-то рамки (к примеру, рамки Торы) за которые Творец не выйдет, потому что это аморально? Заранее благодарю за ответ. О.
Здравствуйте, О.
Комментируя самый первый стих Торы, Раши приводит высказывание мудрецов из Мидраша: «Задумал Всевышний создать мир только на основе суда (бескомпромиссного действия Закона), но увидел, что мир не сможет так устоять (ведь при любом нарушении Воли Создателя у сотворенных не останется права на существование), и сделал основой Творения также милосердие, к тому же, поставив его перед судом».
Потому Вы оба правы. Было бы предпочтительнее, чтобы Творение выдержало самые строгие требования, ведь тогда его заслуга и награда были бы наибольшими. Но так как это чрезвычайно трудно, Всевышний, из любви к Творению, поставил Свое милосердие и снисхождение перед судом. И все же, чем точнее и чище будут действия сотворенных, тем больше они будут соответствовать изначальному замыслу Творца и тем полнее удовлетворят цели творения. Из этого следует также, что и «строгость Царя», в действительности, вызвана любовью и ее задача — помочь нам достичь максимально возможного совершенства и получить максимальную награду.
О втором вопросе. Всевышний создал мир и заложил в него все присущие миру законы, материальные и духовные. Создал и нас, сформировав наши чувства и сознание согласно заложенным Им законам, в том числе, законам морали. И еще, Всевышний призвал нас в Своих заповедях стремиться уподобиться Ему в наших действиях — настолько, насколько Он открывает нам понимание Своих путей. Нам передано в Традиции: «Как Он милостив, так и ты будь милостив» и т.д. И сказано в Торе (Дварим 28:9 и в других местах): «…и будешь ходить путями Его». Поэтому Его «пути» и «качества» (то, что Он раскрывает нашему пониманию) должны соответствовать тем представлениям, которые Он вложил в нашу природу и сознание. Ведь только в этом случае Он может заповедать нам «ходить Его путями», а мы можем исполнить эту заповедь. Значит и те «действия» Творца, которые доступны для нашего понимания, соответствуют заложенным Им же в нашу природу законам морали. И, действительно, как Вы сказали, эти законы переданы нам в Торе, Письменной и Устной. Но для того, чтобы разобраться в них по-настоящему, как и во всем, чему учит Тора, — недостаточно положиться на первое понимание. Требуется серьезное изучение — ведь мы хотим понять пути Всевышнего, прикоснуться к Его мудрости.
С уважением, Эльяким Залкинд
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Моше Пантелят
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Эльяким Залкинд
Ангел вступил в противоборство с Творцом?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.