Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отвечает рав Лейб-Нахман Злотник

Уважаемый Адик,

Тора запрещает употреблять в пищу определённый вид жира, находящийся на внутренних органах домашнего скота, разрешённых в пищу видов животных. Этот жир запрещен как в случае, когда животное было зарезано кошерным способом (шхита) и у него не обнаружилось физических изъянов, которые делали бы его мясо запрещенным в пищу, так и в случае, когда речь идёт о нэвеле (трупе животного, умершего своей смертью или умерщвлённого отличным от шхиты способом) или о трефе (трупе животного, у которого был обнаружен определённый физический изъян, из-за которого его мясо запрещено в пищу). Об этом запрете Тора говорит несколько раз. «Закон вечный во всех поселениях ваших: никакого хелева и никакой крови не ешьте» (Ваикра 3:17). «Никакого хелева быка, овцы и козы не ешьте. Используйте хелев невелы и хелев трефы в любых ремеслах ваших, но в еду не используйте» (Ваикра 7:23-24).

Еврею, который намеренно совершает нарушение и ест хелев, полагается карэт, как сказано: «Ибо душа всякого, кто ест хелев животного, которое (пригодно) для жертвоприношения Всевышнему, будет отсечена от народа его» (Ваикра 7:25). Если человека до того, как он съел хелев, предупредили о том, что он совершает нарушение, во времена Санэдрина ему назначали 39 ударов плетью. А тот, кто съедал хелев случайно, во времена Храма приносил грехоочистительную жертву. Хотя наказания назначаются только в случае, когда съеденный хелев был объёмом не меньше маслины (ка-зайт), запрет Торы нарушается, даже если человек съел совсем немного хелева.

Хелев запрещён только в пищу, но использовать его для других целей или продавать (например, нееврею, которому он не запрещён), — разрешено. Любой жир всех других чистых (кошерных) домашних и диких животных и птицы разрешён в пищу. А любой жир некошерных животных запрещён, как и любая другая часть их мяса, это не является отдельным запретом. Поэтому еврей, который ест свиное сало, нарушает запрет есть мясо некошерного животного, но не запрет есть хелев.

Вообще слово хелев на святом языке означает любой жир. Это слово иногда даже используется в значении «плодородная почва», «особо сочное пастбище» и для обозначения других очень качественных вещей. Но мудрецы избрали слово хелев для обозначения запрещённого жира, о котором идёт речь в Писании. А разрешённый жир на языке мудрецов называется шуман. Рамбам в законах о запрещённых видах пищи и Шулхан Арух в разделе Йорэ Дэа (64) подробно описывают все места во внутренностях животных, где находятся жировые прослойки — как разрешённого шумана, так и запрещённого хелева. В рамках короткого ответа невозможно подробно разобрать все законы. Замечу, что очищение мяса от запрещённого жира — никур — является одной из самых сложных задач при кошеровании мяса и лишь немногие являются истинными специалистами в этой области. Во время засаливания и, тем более, приготовления мяса необходимо быть уверенным, что весь хелев полностью удалён, так как иначе всё мясо может стать запрещённым в пищу.

Запрет хелева — это один из законов кашрута, которые обязывают нас приобретать только продукты, снабжённые соответствующей раввинской рекомендацией об их кошерности.

С уважением, Лейб-Нахман Злотник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.