Темы: Воспитание детей, Злословие, Хафец Хаим, Уважение, Школа, Рав Лейб Нахман Злотник, Отношения между людьми
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины! Я уже достаточно долго преподаю в одном учебном заведении. Есть несколько часто встречающихся вопросов, связанных с запретами позорить ближнего и говорить о нём дурно. Ситуации всегда несколько варьируются, но принцип общий:
1) Можно ли сделать замечание ученику (ученице) при всём классе?
2) Можно ли обсуждать на педсовете с другими преподавателями положительные и отрицательные стороны воспитанников?
3) Можно ли сообщить о плохом поведении или успеваемости ученика дирекции учебного заведения или родителям?
4) Можно ли передать негативную информацию другим педагогам, у которых этот воспитанник будет учиться в следующем году? Т.
Здравствуйте!
Начнём с того, что, чтобы не нарушать запрет злословия и сплетен, любому человеку, а тем более такому, чья работа связана с постоянным общением, следует досконально изучить книгу Хофец Хаим.
Вопросы, которые Вы затрагиваете — это вопросы жизни и смерти, т.к. опозорить человека вообще, а тем более — в присутствии других людей равносильно убийству. Чтобы ответить на Ваши вопросы, позвольте мне привести рекомендации великих мудрецов Торы нашего поколения.
Сделать замечание воспитаннику в присутствии всего класса разрешено, только если это необходимо для пользы всего класса и при условии, что этой пользы невозможно добиться другим способом, то есть, не позоря человека прилюдно. Если можно предположить, что ученик воспримет такую критику особо болезненно, запрещено его критиковать при других. Эти же правила верны и тогда, когда нужно проэкзаменовать ученика в присутствии других людей (Шевет а-Леви 10, 162; Бикеш Шалом 1, с. 31, от имени рава Х. Каневского).
Передать негативную информацию об ученике тем, кто сможет эффективно помочь ему и его окружению — учителю, директору или родителям, — разрешено. (Шевет а-Леви, там же, Бикеш Шалом, там же, с. 110, от имени рава Х. Каневского).
Рассказать о воспитанниках новому преподавателю, по мнению рава Х. Каневского (там же, страница 32), очень важно, и разрешено это делать. По мнению рава Ш. Махфуда (Кав ве-Наки за 5773 год) разрешено передавать информацию о состоянии здоровья, объективные факты о семье воспитанника. А о его плохом поведении рассказывать чаще всего запрещено, так как это может вызвать предвзятое отношение к ученику. Рав М. Кляйн (Бикеш Шалом, там же, с. 25) считает, что о дурных качествах следует сообщать будущим преподавателям, так как это необходимо для пользы всего класса.
Рав Хаим Каневский (Бикеш Шалом, там же, с. 109) считает, что преподавателю разрешено расспросить одного ученика о поступках другого, если иначе невозможно достичь пользы, а ученику, в свою очередь, разрешено рассказать. Обсуждение учеников на педсовете разрешено, так как это приносит пользу, но всё, что не принесёт пользы даже в будущем, запрещено упоминать (Бикеш Шалом, там же, с. 27, от имени рава Й.-Ш. Эльяшива, и с. 109 от имени рава Х. Каневского).
С пожеланием удачи в Вашей святой работе, с уважением, Лейб-Нахман Злотник
Рав Хаим Фридляндер
Родители, выросшие в нерелигиозном окружении, найдут для себя полезной эту книгу. Мифы демократического образования.
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Арье (Лев) Кацин
Хафец Хаим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Авраам Коен
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Основные принципы воспитания детей»
Эмуна Браверман
Эта статья адресована женщинам, которые страдают от того, что на социальной лестнице их мужья оказались на более низком уровне, чем они сами. А еще — тем, кто попал в подобную ситуацию, собираясь вступить в брак, и не может принять «верное» решение…
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Подробный комментарий на раздел «Орах Хаим» Шульхан-Аруха
Рав Лейб-Нахман Злотник
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Злословит тот, кто говорит о достойных порицания недостатках ближнего, даже если говорит правду.
Гади Поллак
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.