Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Тарелки из стекла кошеруются?

Темы: Кашрут, Песах, Рав Лейб-Нахман Злотник, Кашерование посуды

Отложить Отложено

Шалом! Подскажите, пожалуйста, тарелки из стекла кошеруются? Я слышала, что они не впитывают вкус еды и достаточно им просто какое-то время отстояться. Если да, то сколько времени? С уважением, Марианна

Отвечает рав Лейб-Нахман Злотник

Уважаемая Марианна!

По вопросу о статусе стеклянной посуды мнения мудрецов разошлись, так как во времена дарования Торы такого материала, по всей видимости, ещё не было. Некоторые считают, что статус посуды, изготовленной из стекла, в отношении кошерования такой же, как статус посуды, изготовленной из глины. То есть — она не поддаётся кошерованию вообще. Другие полагают, что эта посуда кошеруется так же, как металлическая. Согласно третьей точке зрения, стекло — настолько плотный и гладкий материал, что его не надо кошеровать, а достаточно хорошенько промыть водой.

На практике сефарды поступают в соответствии с последним мнением и, тщательно вымыв стеклянную посуду, в которой находился горячий или, тем более, холодный некошерный продукт, пользуются ею без ограничений. И если стеклянную посуду использовали для мясной пищи, представители сефардской общины могут помыть её и использовать для молочной. Верно и обратное: после того, как стеклянную посуду использовали для молочной пищи, её разрешено помыть и использовать для мясной.

Ашкеназы обычно поступают согласно второму мнению, то есть кошеруют стеклянную посуду так же, как металлическую, — но не для Песаха. А готовясь к Песаху, кроме случаев, когда это абсолютно необходимо, принимают мнение, что стеклянная посуда не подаётся кошерованию. И не пользуются «квасной» посудой вообще.

Вам, вероятно, известно: для того, чтобы было разрешено кошеровать тот или иной вид посуды, необходимо быть уверенным, что посуда не может испортиться из-за кошерования. Поэтому если ашкеназ собирается кошеровать стеклянную посуду с помощью агалы, он должен быть уверен, что она от этого не лопнет и на ней не образуются трещины.

Если посуду использовали исключительно для холодных продуктов, её достаточно тщательно промыть. Исключение составляет ситуация, когда посуда была погружена в некошерную жидкость в течение 24-х часов. В этом случае для того, чтобы её откошеровать, необходимо либо сделать агалу, либо замочить посуду в чистой воде на трое суток, каждые сутки меняя воду. Многие сефарды так кошеруют стеклянную посуду на Песах.

Замечу, что ашкеназам запрещено переводить посуду из разряда «молочной» в разряд «мясной» и наоборот, а сефардам — разрешено.

Если посуда изготовлена из дюралекса — стекла более теплостойкого и прочного, чем обычное, закон такой же, как если бы стекло было обыкновенным. Что касается посуды изготовленной из пайрекса, огнеупорного стекла, для ашкеназов закон такой же, как если бы стекло было обыкновенным, а мнения сефардских раввинов разделились. Некоторые считают, что статус посуды, изготовленной из этого материала, идентичен статусу стеклянной посуды, согласно мнению других — такой посуде необходима агала.

О том, как правильно делать агалу вообще и в домашних условиях в частности, смотрите статью «Кошерование посуды».

С уважением, Лейб-Нахман Злотник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.