Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Наша вера основана на свидетельстве шестисот тысяч человек? Или на доверии лично Моше?

Темы: Моше, Пророчество, Дарование Торы, Синай, Эльяким Залкинд, Вера, Свидетели, 10 Заповедей, Мехильта

Отложить Отложено

Здравствуйте! Скоро Шавуот. Вопрос по дарованию Торы. Считается, что все, кто стоял у горы Синай, слышали заповеди, и именно это подтверждает всю Тору. Знание основано на доверии каждого человека своему отцу, отца — своему и т.д., до того предка, который ЛИЧНО всё слышал. Но в Торе читаю: «Моше говорил, и Б-г отвечал ему голосом». И подытоживается: «А весь народ видел звуки и [языки] пламени, и звук шофара и дымящуюся гору…». Вывод: народ не слышал слов, а видел звуки голоса. Но звуки — не слова. Раскаты, которые Моше перевел в слова. То есть всё строится не на свидетельстве 600 тысяч душ, а на доверии народа лично Моше. Есть ли объяснение? Спасибо. Р.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Р.!

Ваш вопрос очень важен, но, поскольку он основан на стихах Торы, нужно снова присмотреться к приведенным Вами и ещё некоторым стихам, в которых повествуется об этом удивительном, почти непостижимом событии — даровании Торы. Это стихи в книге Шмот (19, 1-20, 23), где описаны сами происходящие события, и в книге Дварим (5, 2-5, 28), где Моше по слову Всевышнего в конце странствий по пустыне напоминает обо всем, что произошло.

Но прежде отметим для себя один важный момент. Весь народ Израиля, познавший чудеса Всевышнего в Египте, чудеса при выходе из Египта, рассечение и пересечение моря, чудеса в пустыне, — этот народ стоял теперь у горы Синай. Они видели, как спустилась Шхина (Б-жественное присутствие) на гору и туда поднялся Моше (как сказано в Шмот 19, 20: «И сошел Всевышний на гору Синай, на вершину горы, и призвал Всевышний Моше к вершине горы, и взошел Моше»). Народ и видел, и, безусловно, слышал, как Всевышний говорил с Моше, как сказано там же 19, 19: «…Моше говорил, и Б-г отвечал ему голосом», и, тем более, с ними самими (20, 22): «…вы видели, что с небес Я говорил с вами». Голосом великим, переполнившим их трепетом, настолько, что им казалось, что умирают (20, 19): «И сказали Моше: говори ты с нами, и мы будем слушать, и пусть не говорит с нами Б-г, а то умрем». Даже если бы они не различили самих слов, безусловно, всего этого было бы достаточно, чтобы всему народу полностью удостовериться в истинности пророчества Моше, в том, что Моше действует лишь по слову Всевышнего (ведь Всевышний говорит с ним, приказывает через него и знает обо всем, что делается) и что Тора дарована «из уст» Творца. И ясно сказано еще до дарования Торы (Шмот 19, 9): «И сказал Всевышний Моше: вот, Я приду к тебе в густом облаке, чтобы услышал народ, как Я буду говорить с тобой, и будет доверяться и тебе всегда».

Однако Вы правы в том, что произошло нечто еще более великое. Раши, комментируя продолжение того же стиха, приводит цитату из Мидраша Мехильта: «…И пересказал Моше слова народа Всевышнему: они хотят слышать от Тебя. Не подобен тот, кто слышит из уст посланника, тому, кто слышит из уст Царя. Наше желание — видеть нашего Властелина». (По мнению же Рамбана, см. комментарий к этому же стиху, уже изначально речь шла о подготовке непосредственного обращения Всевышнего ко всему Израилю). В любом случае, сказано (Дварим 4, 10): «…ты стоял перед Всевышним, Б-гом твоим, при Хореве (Синае), когда сказал мне Всевышний: собери ко мне народ и Я возвещу им (Ашмиэм — дословно: дам услышать, “сделаю так, чтобы они услышали”) Мои слова… и чтобы учили и сынов своих».

Теперь прочтем внимательно те стихи Торы, которые говорят о передаче Всевышним Десяти речений всему народу на Синае. (Эти речения — заповеди — содержат, как сообщают наши мудрецы, все 613 заповедей «в сжатой форме», каким образом — см. у Рамбана).

Шмот 20, 1-3: «И говорил Б-г все слова эти, сказав: Я Всевышний, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египта, из дома рабства. Пусть не будет у тебя чужих богов сверх Меня…» Сами слова двух первых заповедей свидетельствуют, что сказаны они были непосредственно Всевышним («Я Б-г твой», «сверх Меня»), Который обращался к каждому из слушавших («твой», «тебя», «у тебя»), и что это был не только Голос, звук, а именно речь, слова («говорил… слова эти»; «говорил» — дибэр, ва-йедабэр — означает именно речь, использование слов и стоящих за ними понятий). И сложно было бы утверждать, что Всевышний обращался только к Моше. Ведь Моше много лет жил не в Египте, он вернулся туда вывести народ по слову Всевышнего. А в «доме рабства» Моше не был вовсе. Также натянутым было бы утверждение, что эти слова Всевышнего передает Моше, это видно и из последующего:

После получения всех десяти заповедей народ просит Моше (Шмот 20, 19): «И сказали Моше: говори ты с нами, и мы будем слушать, и пусть не говорит с нами Б-г, чтобы мы не умерли». Использованы те же слова «говори с нами»: как до этого с нами говорил Сам Всевышний, говори теперь ты.

Шмот 20, 22: «И сказал Всевышний Моше: так скажи сыновьям Израиля: вы видели, что с небес говорил Я с вами». Использованное во всех этих стихах выражение «говорил с вами (с нами)» — дибэр имахэм (иману) — означает не просто «говорил для вас», а «говорил, находясь вместе с вами», и указывает на «непосредственный контакт» при разговоре.

В книге Дварим (5, 4) сказано еще больше: «Лицом к лицу говорил Всевышний с вами на горе из среды огня…» Говорил лицом к лицу, а не через посредника (см. комментарии Раши, Рамбана и другие к этому стиху).

Так было с первыми двумя заповедями — о том, что Всевышний — Б-г наш и запрещено служить любым другим силам. Эти речения включают в себя все заповеди Торы: первое — все предписания, второе — все запреты. Это известно из Устной Торы и разъясняется в наших книгах. И каждый человек из еврейского народа слышал речь Всевышнего, обращенную лично к нему (Я и ты). См. в мидрашах и в комментариях на этот стих. В остальных восьми заповедях, данных тогда, о Всевышнем говорится в третьем лице: «Не произноси имени Всевышнего, Б-га твоего, понапрасну… А день седьмой — суббота — Всевышнему, Б-гу твоему…» И т.д. Так как, по мнению многих комментаторов, разъяснение этих заповедей в словах было передано через Моше (см. также в Талмуде, трактат Макот 23 б-24 а).

И еще одно уточняющее объяснение передано нашими мудрецами. Мидраш Мехильта к Шмот 20, 1 («И говорил Б-г все слова эти…»): о чем говорит слово «все»? О том, что все десять заповедей (идущие вслед за этим стихом) были произнесены Всевышним как одно целое и так же их восприняли люди — единым пророческим постижением, открывшимся каждому из народа Израиля. (См. об этом также Мидраш Рабба на главу Итро 28, 4-6). Как передают наши мудрецы, весь народ поднялся тогда на ступень пророчества и Всевышний раскрыл им знание о Своем единстве, о том, что Он — Творец всего, о целях Творения и Своих законах в нем.

Поэтому настолько сложно описание происходящего. Ведь речь идет о пророческом откровении всему народу, не случавшемся ни прежде, ни в последующие времена. Так, например, они «видели голоса» слов речи Всевышнего (что, разумеется, обычным зрением не увидишь), идущие одновременно со всех сторон. Это показывало, что Творец вездесущ и говорит с ними отовсюду. Рамбам пишет об этом событии: «…невозможно углубиться [в понимание происходящего] у горы Синай больше этой меры, так как это — из свода тайн Торы. И истинность того постижения, и каково было состояние в нем — непроницаемо сокрыты от нас, ибо не было прежде подобного ему и не будет после».

Мехильта продолжает: затем Всевышний раскрыл каждую из десяти заповедей в отдельности. Но тогда, по многим мнениям, лишь первые две были дословно понятны каждому человеку, восемь же последних — прояснил Моше. По другим мнениям, и эти восемь заповедей были понятны всем. Есть также мнения, что ясность их постижения была для каждого индивидуальна, в зависимости от его уровня, Моше же разъяснил заповеди всем. Десять речений были получены как единое целое, а затем детально прояснены двумя путями (каждому человеку лично и через Моше). Поэтому и в описании этого события несколько раз упоминается непосредственное слушание и опосредованная передача (см. внимательно: Дварим 5, 4-5 и комментарии: Раши, Рамбана и др.). Два стиха кажутся противоречащими друг другу, но после изучения комментариев становится ясно, почему необходимы они оба, о чем пишет Рамбан.

И лишь после получения Десяти заповедей народ попросил Моше: быть постоянным посредником между Всевышним и ими. Так как непосредственное слушание было непосильным для них, и так как они уже убедились в истинности пророчества Моше, подтвержденной Всевышним «лицом к лицу» каждому из них (как сказал Всевышний: «…и будут доверяться тебе всегда»).

Приведем еще несколько стихов, описывающих это событие, которые говорят о прямом обращении Всевышнего ко всему народу:

Дварим 5, 19: «Эти слова говорил Всевышний всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака, голосом громким, не прекращающимся; и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне». (Отсюда ясно: слушание Голоса, упомянутое несколько раз при описании дарования Торы, означает не только восприятие звука без различения слов, но и восприятие слов речи, записанных потом на скрижалях).

5, 21: «И сказали вы: да, показал нам Всевышний, Б-г наш, славу Свою и величие Свое, и голос Его слышали мы из среды огня. В этот день видели мы, что Б-г говорит с человеком и (тот) остается в живых».

5, 25: «И услышал Всевышний голос слов ваших, когда вы говорили со мною, и сказал Всевышний мне: слышал Я голос слов народа…» (одно и то же слово употреблено в отношении голоса Всевышнего и «голоса слов народа»).

Подведем краткий итог сказанному:

1. Все Десять заповедей как единое целое пророчески постигал весь народ Израиля, каждый ЛИЧНО. (Заметим: наши мудрецы говорят, что это относится не только к 600 тысячам взрослых мужчин, но и к женщинам и детям, находившимся там. И еще: там, у Синая, присутствовали и принимали Тору души всех последующих поколений народа Израиля, включая тех, кому было суждено в будущем присоединиться к еврейскому народу).

Это постижение Десяти заповедей включало в себя постижение всех заповедей Торы.

2. Затем Всевышний прояснил все Десять заповедей, уже с различением слов, так, как они записаны в Торе. При этом две первые (содержащие также все остальные заповеди) слышал и понимал весь народ, каждый ЛИЧНО, а в восьми последующих — по многим комментариям — народ слышал только голос, но слова были прояснены через Моше. По другим комментариям, и эти восемь заповедей постигались всеми непосредственно. Или же постижение зависело от духовного уровня каждого.

3. Затем, после получения всех десяти заповедей, народ обратился к Моше с просьбой, чтобы дальнейшая детальная передача Торы происходила через него, так как воспринимать прямое обращение Всевышнего непосильно для них. И это не умаляло достоверности дарованной Торы, так как несомненная истинность того, что делает и говорит Моше, была уже подтверждена. Он поступал только по Воле и слову Всевышнего.

Всего доброго. Радостного и светлого праздника Шавуот.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.