Темы: Цдака, Милосердие, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый раввин, я, если честно, не очень соблюдаю заповеди, хотя уважительно отношусь к религиозным людям. Недавно заметил за собой, что мне довольно тяжело пройти мимо человека, который просит подаяние, или отказать, когда меня просят помочь нуждающимся людям. Хотя сам я не очень богатый, но стараюсь помогать, чем могу, в том числе и на вашем сайте. Но меня больше интересует, откуда у меня такое желание, как вы считаете, это нормально? Заранее спасибо, Олег, Москва
Уважаемый Олег,
Большое спасибо, что обратились к нам. Спешим заверить Вас, что с Вами все нормально. Более того, помогать другим людям — это вполне естественное для евреев желание. В Талмуде (Йевамот 79а) сказано, что евреи отличаются тремя свойствами — они скромные (байшаним), милосердные (рахманим) и стремятся помочь ближнему (гомлей-хасадим).
С другой стороны, даже если человек по каким-то причинам не чувствует «зова души» помогать другим людям, его собственное сознание должно помочь ему понять необходимость этого.
Чтобы подробнее разобраться, обратимся к комментарию Рабейну Бехайе на Тору. «И сказал Господь: Вопль на Сдом и Амору великим стал, а их грех стал тяжким весьма» (Ваера 18:20). Объясняя этот стих, Рабейну Бехайе говорит: тем тяжким грехом, который переполнил чашу терпения, был отказ жителей Сдома и Аморы давать цдаку, т.е. заботиться о ближнем. Получается, что хотя жители Сдома и Аморы не гнушались и иными грехами, как сказано: «A люди Сдома злы и весьма грешны пред Господом» (Берешит 13:13), окончательный приговор был вынесен именно за то, что они не давали цдаку (Зоар 109:1).
В чем же особенность этого греха: не давать цдаку? Ответ очень прост: заповедь о цдаке — это заповедь, необходимость исполнения которой человек может постичь своим умом. Если он устроен и обеспечен, как он может пройти мимо нуждающегося? Тем более, если этот человек его соплеменник и живет с ним в одном городе? Поэтому даже до дарования Торы жители Сдома и Аморы были строго наказаны за то, что не давали цдаку. Иными словами, общество, которое не выполняет свою естественную «человеческую» обязанность — заботиться о ближнем и давать цдаку, не имеет права на существование (Рабейну Бехайе, Берешит 18:20).
Поэтому взгляд Торы на этот вопрос следующий: не бедняк нуждается в богатом и его помощи, а, наоборот, Всевышний посылает людям достаток, чтобы проверить их: как они им распорядятся. Поэтому именно богатый нуждается в бедняке, чтобы доказать: он правильно «распоряжается» благословением, которое послал ему Всевышний.
Мидраш говорит: когда бедняк стоит на пороге дома богача и просит о помощи, Всевышний находится справа от него. Если богатый помогает, Тот, Кто стоит справа, благословляет его. А если нет, Тот, Кто справа, взыскивает с него, как сказано: «Потому что справа от бедного стоит Он, чтобы спасти от судящих душу его» (Тэилим 109:31).
Поэтому Вы поступаете совершенно правильно. Пусть Всевышний в заслугу выполнения этой важной заповеди пошлет Вам и Вашей семье всяческие благословения и поможет и дальше продвигаться по пути Торы.
С уважением, Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Барух Лехт
Рав Овадья Климовский
Как добро может стать злом?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
Какой смысл, согласно Торе, в богатстве?
Рав Бенцион Зильбер
Правда, что во времена Храма было три десятины?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.