Темы: Пятикнижие, Свиток Торы, Иврит, Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Что значат буквы пэй и самэх в Торе в конце некоторых стихов? Спасибо.
Здравствуйте! Большие буквы пэй и самэх в печатном тексте Торы указывают на то, что в этом месте в свитке Торы находятся незаполненные текстом пробелы. Давайте попробуем понять, зачем нужны эти пробелы и почему иногда они обозначены буквой пэй, а иногда буквой самэх.
Среди множества законов, связанных с написанием свитка Торы, существует закон, предписывающий оставлять в определенных местах интервалы определенной длины, разделяющие текст Торы на параграфы и главы. Случаи, в которых необходимо оставлять интервалы, четко регламентированы, традиция о них передается из поколения в поколение от самого Моше-рабейну. В Торат Коаним (мидраш алаха на книгу Ваикра, Нэдава, гл. 2) сказано, что Творец, диктуя Моше-рабейну текст Торы, делал в определенных местах паузы для того, чтобы дать Моше время осмыслить сказанное. Эти паузы обозначены в свитке Торы с помощью пробелов и разрывов строк. Таким образом, интервалы в свитке Торы делят текст, группируя информацию в тематические отрезки.
Существует два вида такого деления: параша птуха (открытый отрывок) и параша стума (закрытый). О различии между ними спорят ришоним (ранние комментаторы). Принято было мнение Рамбама, согласно которому параша стума отделяется пробелом в середине строки, длина пробела — минимум в девять символов. Отсюда и название «закрытый»: пробел «закрыт» текстом в той же строке, строка закрыта, она не заканчивается пробелом. А параша птуха заканчивается пробелом (также длиной минимум в девять символов), который «доходит» до конца строки, оставляя ее «открытой». После открытого отрывка текст начинается с новой строки.
В печатных изданиях эти интервалы обозначаются большими буквами пэй и самэх, пэй —птуха, самэх — стума. Различать эти виды разделов крайне важно, и если переписчик по ошибке вместо закрытого пробела сделал открытый или наоборот, ошибку необходимо исправить, иначе свиток придется захоронить.
Почему существует два вида отрывков и в чём состоит смысловое различие между ними, в книгах ранних комментаторов не разъясняется. Однако Мааршаль в своём респонсе (37) пишет, что смысл различения очевиден: интервал в середине строки свидетельствует о сохранении смысловой связи между отрывками. Интервал в конце строки означает переход к новой, отдельной теме.
Там же сказано, что не всегда нам дано окончательно понять, почему именно в этом месте Тора переходит к началу новой главы — почему два отрывка так сильно обособлены по смыслу.
С уважением, Моше Сытин
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Реувен Куклин
Какова, например, сущность слова шульхан (стол)?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»
Рав Бенцион Зильбер
Язык, на котором Моше записал Тору, более свят, чем иврит?
Рав Реувен Куклин
Когда и почему появились названия книг Письменной Торы?
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Реувен Куклин
Почему на иврите «лицо» — во множественном числе?
Рав Овадья Климовский
Как мы можем быть уверены, что Тора сохранилась такой, какой была при Моше?
Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Сытин
Ведь так мы изменяем тот свой образ, который сотворил Б-г?
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «История священного языка»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.