Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что значат буквы «пэй» и «самэх» в Торе в конце некоторых стихов?

Темы: Пятикнижие, Свиток Торы, Иврит, Моше Сытин

Отложить Отложено

Шалом. Что значат буквы пэй и самэх в Торе в конце некоторых стихов? Спасибо.

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте! Большие буквы пэй и самэх в печатном тексте Торы указывают на то, что в этом месте в свитке Торы находятся незаполненные текстом пробелы. Давайте попробуем понять, зачем нужны эти пробелы и почему иногда они обозначены буквой пэй, а иногда буквой самэх.

Среди множества законов, связанных с написанием свитка Торы, существует закон, предписывающий оставлять в определенных местах интервалы определенной длины, разделяющие текст Торы на параграфы и главы. Случаи, в которых необходимо оставлять интервалы, четко регламентированы, традиция о них передается из поколения в поколение от самого Моше-рабейну. В Торат Коаним (мидраш алаха на книгу Ваикра, Нэдава, гл. 2) сказано, что Творец, диктуя Моше-рабейну текст Торы, делал в определенных местах паузы для того, чтобы дать Моше время осмыслить сказанное. Эти паузы обозначены в свитке Торы с помощью пробелов и разрывов строк. Таким образом, интервалы в свитке Торы делят текст, группируя информацию в тематические отрезки.

Существует два вида такого деления: параша птуха (открытый отрывок) и параша стума (закрытый). О различии между ними спорят ришоним (ранние комментаторы). Принято было мнение Рамбама, согласно которому параша стума отделяется пробелом в середине строки, длина пробела — минимум в девять символов. Отсюда и название «закрытый»: пробел «закрыт» текстом в той же строке, строка закрыта, она не заканчивается пробелом. А параша птуха заканчивается пробелом (также длиной минимум в девять символов), который «доходит» до конца строки, оставляя ее «открытой». После открытого отрывка текст начинается с новой строки.

В печатных изданиях эти интервалы обозначаются большими буквами пэй и самэх, пэйптуха, самэхстума. Различать эти виды разделов крайне важно, и если переписчик по ошибке вместо закрытого пробела сделал открытый или наоборот, ошибку необходимо исправить, иначе свиток придется захоронить.

Почему существует два вида отрывков и в чём состоит смысловое различие между ними, в книгах ранних комментаторов не разъясняется. Однако Мааршаль в своём респонсе (37) пишет, что смысл различения очевиден: интервал в середине строки свидетельствует о сохранении смысловой связи между отрывками. Интервал в конце строки означает переход к новой, отдельной теме.

Там же сказано, что не всегда нам дано окончательно понять, почему именно в этом месте Тора переходит к началу новой главы — почему два отрывка так сильно обособлены по смыслу.

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.