Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

На что обратить внимание при выборе нусаха молитвы?

Темы: Ашкеназы, Нусах, Сидур, Молитва, Рав Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые рабоним! Я уже несколько лет соблюдаю Тору и мицвот, а недавно, слава Б-гу, пошёл учиться в ешиву. Буквально недавно узнал, что мой прапрадедушка по маминой линии молился по нусаху («варианту» молитв, принятому в той или иной еврейской общине), отличному от того, по которому молился я до сих пор. Дедушка многое значит для меня и сыграл не последнюю роль в моей тшуве. Скажите, пожалуйста, как мне лучше поступить и на что обратить внимание при выборе нусаха. Спасибо и всех благ вам! N.

Ответ:

Уважаемый N.!

Может быть, объясните, кто Ваши дедушки по отцовской линии, т.е. каких обычаев они придерживались, какого обычая придерживался Ваш прадедушка по маминой линии, какой обычай в ешиве, в которую Вы вошли. Жду ответа, тогда смогу ответить на Ваш вопрос.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Вопрос:

Здравствуйте, р. Бенцион! Спасибо, что ответили. Дело в том, что у бабушки нашлись некоторые вещи предков и начали возникать вопросы. 1) Нашелся сидур (молитвенник) и махзор (сборник молитв на определенный праздник). Молитвенник нусаха сфарад. 2) В эту пятницу нашел ручной тфилин. Маленький. На мешочке 2 буквы, ח и ה . Тфилин завязан по традиции ашкеназ (узелок вместе с петелькой — внутрь). А еще год стоит 1898, я сразу вычел 13 лет, и никого не нашли, но если вычесть 12, получается год рождения прабабушки Хаи (буква совпала), но это очень странно. Все эти родственники жили в Екатеринославле (Украина). В 20 года переехали в Москву, там, кажется, хоральная синагога, молилась по нусаху сфарад, тогда это объяснит сидур. Мой папа нееврей, и дедушка тоже. В ешиве, где учусь, — нусах ашкеназ. Спасибо за помощь. N.

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый N.,

Между прочим, из Вашего письма еще не однозначно ясно, по какому нусаху молился Ваш дедушка. Когда он был в Хоральной синагоге, он молился, как все — по нусаху сфарад. А какой был его коренной нусах, мы так и не знаем. Но предположим, что его коренной нусах был нусах сфарад.

Рав Моше Файнштейн зацал (второй том Орах Хаим, 24) пишет, что определенно, человек, чья семья молилась по нусаху сфарад, но который привык молиться по нусаху ашкеназ, может продолжать молиться по нусаху ашкеназ. Рав Файнштейн аргументирует это так: предки всех ашкеназских евреев, в том числе и тех, которые молятся по нусаху сфарад, когда-то (300-400 лет назад) молились по нусаху ашкеназ. С появлением движения хасидизма многие из хасидов заимствовали элементы из нусаха сфаради — нусаха сефардских евреев. И это стало называться нусах сфарад. В действительности это сочетание частично нусаха ашкеназ и частично — нусаха сефардских евреев, который, в частности, приводит Рамбам в своей книге Мишне Тора (конец книги Аhава). Так как предки такого человека в любом случае молились по нусаху ашкеназ, получается, что он возвращается к своей прошлой традиции. Так пишет рав Моше Файнштейн зацал.

Когда ученик входит в ешиву, очень важно, чтобы он полностью слился с ешивой и вёл себя во всем так, как все остальные ученики. Поэтому молитесь так, как Вы привыкли — по нусаху ашкеназ, как и все ученики ешивы.

Удачи Вам в учебе.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Читайте также: тема Сидур — еврейский молитвенник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.