Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сколько часов нужно спать согласно мнению Торы?

Темы: Сон, Забота о здоровье, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Шалом алейхем, а сколько нужно спать по Торе?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Не секрет, что разным людям необходимо различное количество сна. Да и отношение ко сну не у всех одинаково. Одни видят сон, как возможность скрыться от объективной реальности, другие видят его величайшим наслаждением, а есть и такие, для кого сон — это вынужденное зло. А какое же отношение Торы ко сну?

Для начала следует отметить, что Всевышний в Своей безграничной мудрости наделил человека различными естественными желаниями. Когда человека мучает голод или жажда, ему необходимо утолить их. В силу различных гормональных процессов, протекающих в организме, у него возникает влечение к противоположному полу. А, когда он чувствует усталость, у него возникает желание прилечь и поспать. Понятно, что эти желания невозможно «аннулировать». Соответственно, в данном случае проблема состоит не в самих желаниях (потребностях), а в том, «когда их следует считать удовлетворенными».

Талмуд (Нэдарим 15а) говорит о человеке, поклявшемся, что не будет спать на протяжении трёх дней. Что делать, если человек дал такую клятву? Считается, что клятва является ложной, человек подвергается наказанию за дачу ложной клятвы и может спать, поскольку подобная клятва ни к чему не обязывает. Невозможно не спать три дня, это не от нас зависит.

Нет смысла отрицать огромное значение сна в нашей жизни, он необходим для нормального функционирования организма. Сон позволяет расслабиться и снять напряжение, как физическое, так и эмоциональное.

Тем не менее, нельзя рассматривать сон как самоцель. Он должен быть средством — зарядиться энергией для последующей плодотворной работы. Если у человека скучная жизнь, его больше тянет ко сну. Тот же, чья жизнь наполнена смыслом, кто стремится к достижениям, к работе над собой, ложится спать неохотно. Ярким примером тому являются дети: вечером их невозможно уложить спать, а рано утром они снова на ногах: «Еще один день… новые приключения… так много нового можно обнаружить и испытать! Вытащите меня из кроватки!»

Так сколько все-таки нужно спать? Ответ на этот вопрос довольно прост — достаточно! Необходимо добиться того, чтобы сон входил в ритм нашей жизни, а не жизнь строилась вокруг сна. Нужно на опыте разобраться, сколько сна нам нужно, чтобы нормально функционировать, чтобы недостаток сна не сказывался на здоровье. Рамбам (Илхот Дэот 4:4) пишет, что максимальная продолжительность сна для здорового человека — 8 часов. Но можно обойтись и меньшим количеством. Жалко провести треть жизни в кровати.

Гаон из Вильно, величайший еврейский мудрец, спал 4 раза в сутки по 30 минут, в общей сложности два часа. Во многих йешивах принято устраивать так называемый мишмар — не спать всю ночь или часть ночи с четверга на пятницу. Недостаток сна, в крайнем случае, можно будет восполнить в субботу. Мишна (Авот) говорит, что один из способов «приобретения» Торы — минимизация сна.

Хотя, в принципе, любой человек, желающий добиться чего-либо в жизни, пытается оптимизировать время сна. Наполеон спал всего четыре часа в сутки. Он объяснял это тем, что каждое мгновение бодрствования может греться в лучах славы, а когда спит, теряет эту уникальную возможность.

Вспомним, как последний раз мы бодрствовали почти до утра, пытаясь разобрать интересный алахический вопрос, готовясь к экзамену в университете, читая интересную книгу, танцуя на дискотеке, публикуя глупости на Фейсбуке (нужное подчеркнуть). Когда, человек захвачен чем-то, он легко обретает второе дыхание и обходится меньшим количеством сна.

Можно приучить себя спать меньше. Стоит только представить, чего можно достигнуть, скажем, за «сэкономленный» час. Сколько важных дел сделать, скольким людям помочь, сколько нового можно понять и выучить за это время. Когда жизнь человека полна смысла, ложиться спать нужно только для того, чтобы скорее проснуться и продолжить свой путь.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.