Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Всевышний разрешает лгать?

Темы: Ахав, Танах, Пророки, Ложь, Загробный мир, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый Рав. Хотел бы у вас узнать такой вопрос. В книге Мелахим I есть такие слова: «И сказал (Михайеу): итак, внимай слову Г-сподню: видел я Г-спода, сидевшего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, справа и слева от Него. И сказал Г-сподь: кто бы уговорил Ахава, чтобы он поднялся и пал в Рамоте Гиладском? И один говорил так, а другой говорил иначе. И выступил дух, и стал пред Господом, и сказал: я уговорю его. И сказал ему Г-сподь: как? И он сказал: я выйду и стану духом лживым в устах всех пророков его. И сказал Он: ты уговоришь и преуспеешь в этом; выйди и сделай так. И вот, теперь вселил Г-сподь духа лжи в уста всех этих твоих пророков; а Г-сподь изрек о тебе недоброе» (Мелахим I 22:19-23). Я так полагаю, дух, который спрашивал у Всевышнего разрешить «солгать», это был ангел? Но Всевышний ведь разрешил сделать это. В результате чего Ахав не послушал Михайеу, приняв совет лживых пророков, и погиб в сражении. Вопрос такой: Всевышний разрешает лгать? Святослав

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Святослав!

Всевышний сказал нам в Торе: «От лжи отдаляйся» (Шмот 23:7). Об этом спорили ученики Шамая и Илеля: первые утверждали, что любая ложь недопустима, вторые возражали: если есть необходимость в поддержании, например, мира между супругами, то ложь (если нет другого способа) даже приветствуется. Наши мудрецы заключают, что разрешено сказать неправду по трем основным причинам. А именно: ради сохранения мира, из личной скромности (например, скрыть свои познания в Торе, если они не могут в данный момент принести пользу, скажем, когда об этом спрашивают из праздного интереса), и во избежание сплетен (когда кто-то не в меру любопытен в вопросах личной жизни другого).

Одним из оснований для разрешения сказать неправду мудрецы считают слова Всевышнего, обращенные к Аврааму (после того, как Сара усомнилась в своей способности забеременеть): «Почему Сара говорит, что она уже не может рожать?». Творец указывает Аврааму на спорный момент в мировоззрении супруги, деликатно умалчивая о том, что на самом деле она, думая об этом, добавила «и муж мой уже стар». Следовательно, для поддержания мира между супругами разрешено говорить неправду. А мы делаем еще один удивительный вывод: полуправда — та же ложь.

Обсуждая приведенную Вами историю, следует сразу вспомнить слова комментария Мецудот: это аллегорическое описание того, что происходило в духовных мирах, изложенное так, чтобы люди могли понять. Но мы можем извлечь оттуда важный урок: лжец глубоко противен Творцу. Даже в том случае, когда по расчетам Всевышнего нужно было, чтобы кто-то убедил царя-злодея отправиться на гибельную для него войну, дух Навота, с готовностью вызвавшийся выполнить это поручение, был тут же отправлен «на задание»… но со словами — «выйди от Меня». Здесь содержится намёк на то, что его готовность ко лжи лишила его права созерцать Лик Шхины (Б-жественное Присутствие). Таким образом, Всевышний помещает злодеев, намеревающихся совершить преступление, туда, где по Его расчетам это должно быть совершено, но злодей не награждается за преступление, которое совершает по собственному выбору…

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.