Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Мне еврей принес книгу Тэилим в субботу, нарушив запрет. Можно ее теперь читать или нет?

Темы: Эрув, Суббота, Яков Шуб

Отложить Отложено

Уважаемый раввин. Мне еврей вернул Теилим в Шаббат, принёс в синагогу. Я не знал, что делать, т.к. заставлять его приносить в другой день не хотелось, я взял с него обещание, чтобы он хотя бы религиозные вещи в Шаббат не носил. А теперь пользоваться боюсь. Можно его читать или нет? Л.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Л.,

Большое спасибо, что снова обратились к нам. Для начала поясним Ваш вопрос. Поскольку Вы проживаете за пределами Эрец-Исраэль, в месте, где нет эрува, там действует запрет Торы выносить в субботу различные предметы из помещения на улицу (из частного владения в общественное) и вносить их, а также переносить их на улице на расстояние, превышающее 4 амот (приблизительно 2 метра). Получается, что человек, который принес Вам книгу Тэилим в субботу, нарушил запрет оцаа (переноса) — проделал одну из 39 работ, запрещенных в субботу. Вопрос заключается в том, разрешено ли теперь пользоваться книгой, которую перенесли в субботу, нарушив запрет? Отвечаем: этой книгой разрешено пользоваться после окончания субботы, а в случае необходимости — и в саму субботу.

Поясним. Мудрецы запретили пользоваться результатами работы, совершенной в субботу запрещенным способом (Бава Кама 71а,Шулхан Арух 318:1). Общее правило гласит: если человек совершил запрещенную работу в субботу ПРЕДНАМЕРЕННО (мейзид), то ему самому НАВСЕГДА запрещено пользоваться результатами этой работы. А другим людям разрешено пользоваться результатами этой работы ПОСЛЕ ИСХОДА СУББОТЫ. Если же человек совершил запрещенную работу в субботу НЕПРЕДНАМЕРЕННО (шойгег), то и самому этому человеку, и другим людям разрешено пользоваться результатами работы ПОСЛЕ ИСХОДА СУББОТЫ.

Что касается запрещенной работы оцаа, то она немного отличается от других работ. Основное отличие заключается в том, что предмет, который перенесли, существенно не изменяется в результате данного действия. Иными словами, если человек, например, сварил в субботу мясо, то оно из сырого превратилось в вареное, т.е. существенно изменилось. А если он перенес какой-либо предмет из одного владения в другое, проделав запрещенную работу оцаа, то сам предмет при этом осталась таким, как был, без существенных изменений. Поэтому многие ранние комментаторы (ришоним) считают, что запрет пользоваться результатами деятельности, запрещенной в субботу, не распространяется на «результаты» работы оцаа. Другие же полагают, что и в этом случае закон остается неизменным и запрет действителен.

Чтобы разрешить этот спор, Беур Алаха (318:1) приводит галахическое решение автора Хаей Адам, который говорит: если человек проделал в субботу запрещенную работу оцаа НЕПРЕДНАМЕРЕННО, то строго по букве закона разрешено будет пользоваться перенесенным предметом прямо в субботу. Однако изначально лучше «устрожить» и не использовать его до исхода субботы.

Теперь перейдем непосредственно к Вашему вопросу. Очевидно, что человек, который принес Вам в субботу книгу, не знал, что существует запрет переносить вещи в субботу там, где нет эрува. Поэтому его действие расценивается как непреднамеренное (Мишна Брура 318:6). Соответственно, как было сказано выше, изначально лучше не пользоваться этой книгой до исхода субботы.

Однако в случае необходимости разрешено ею пользоваться и в саму субботу, поскольку, как было сказано выше, строго по букве закона запрета пользоваться результатами работы оцаа, совершенной непреднамеренно, не существует. Кроме того, в данном случае можно учесть и мнение некоторых галахических авторитетов, которые считают: запрет пользоваться результатами любой работы, совершенной в субботу непреднамеренно, распространяется только на того человека, который совершил запрещенное действие. А другим людям это не запрещено, им можно пользоваться результатами этой работы прямо в субботу (А-Гра 318:1, см. об этом также Орхот Шабат, гл. 25, прим. 40).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.