Темы: Похороны, Уважение, Кладбище, Эгла аруфа, Давид-Йеуда Вертлиб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день. В связи со сносом памятника мы перезахоронили дедушку. Что делать с памятником, который остался на старой могиле? Спасибо. Юрий
Уважаемый Юрий,
Гмара в трактате Авода Зара 29 б говорит, что любыми вещами, предназначенными для умершего (например, специальная одежда для захоронения или гроб), запрещено пользоваться, как следует из главы об эгла аруфа — «телице с переломленной шеей» (см. Дварим 21, 1—9). Гемара в трактате Сангедрин 47 б учит: запрещено использовать каменное надгробие, как сказано в книге Млахим II, 23,6: «И вынес он Ашеру (дерево, объект идолопоклонства) из дома Господня за Иерусалим, к потоку Кидрон, и сжег ее у потока Кидрон, и истер ее в прах, и бросил прах ее на гробницы сынов народа». Из того, что слова «прах (Ашеры)» и «гробницы» соседствуют, гемара учит, что гробница, подобно предметам идолопоклонства, запрещена к использованию (Шульхан Арух, Йорэ Дэа 364, 1).
Знаменитый комментатор Шулхан Аруха, раби Давид бен-Шмуэль а-Леви, пишет: «Всё, что сделано ради нужд умершего и уважения к нему, запрещено к использованию, и поэтому запрещено продавать могильную плиту, которая разбилась, и запрещено облокачиваться на плиту, а также топтаться на могилах, и пишет Байт Хадаш, что таков обычай». Шульхан Арух постановляет, что каменная могильная плита запрещена к использованию. Всё сказанное относится к плите, которая «плашмя» укладывается на могилу.
Возвращаясь к Вашему вопросу, что делать в случае перезахоронения: такую могильную плиту лучше всего захоронить.
Однако часто дополнительно к могильной плите устанавливают вертикальный памятник-стелу, на котором обычно пишут имя покойного. Запрет использования на него не распространяется.
С уважением, Давид-Йеуда Вертлиб
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Rabbi, ist das koscher?
Рав Реувен Куклин
Я видел трансляцию с мест захоронений евреев, где ортодоксальный хазан был одет в талес…
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Толдот Йешурун
Новый диск с аудиоуроком о законах траура
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Эмуна Браверман
Эта статья адресована женщинам, которые страдают от того, что на социальной лестнице их мужья оказались на более низком уровне, чем они сами. А еще — тем, кто попал в подобную ситуацию, собираясь вступить в брак, и не может принять «верное» решение…
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Что говорит Шульхан Арух?
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Что такое изгнание?
Рав Бенцион Зильбер
Мы действительно получаем нечистоту, посетив кладбище, туалет и т.п.? И омовение рук снимает нечистоту? Или это просто ритуал?
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Траур по умершему родственнику»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.