Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Мы перезахоронили дедушку. Что делать с памятником, который остался на старой могиле?

Темы: Похороны, Уважение, Кладбище, Эгла аруфа, Давид-Йеуда Вертлиб

Отложить Отложено

Добрый день. В связи со сносом памятника мы перезахоронили дедушку. Что делать с памятником, который остался на старой могиле? Спасибо. Юрий

Отвечает рав Давид-Йеуда Вертлиб

Уважаемый Юрий,

Гмара в трактате Авода Зара 29 б говорит, что любыми вещами, предназначенными для умершего (например, специальная одежда для захоронения или гроб), запрещено пользоваться, как следует из главы об эгла аруфа — «телице с переломленной шеей» (см. Дварим 21, 1—9). Гемара в трактате Сангедрин 47 б учит: запрещено использовать каменное надгробие, как сказано в книге Млахим II, 23,6: «И вынес он Ашеру (дерево, объект идолопоклонства) из дома Господня за Иерусалим, к потоку Кидрон, и сжег ее у потока Кидрон, и истер ее в прах, и бросил прах ее на гробницы сынов народа». Из того, что слова «прах (Ашеры)» и «гробницы» соседствуют, гемара учит, что гробница, подобно предметам идолопоклонства, запрещена к использованию (Шульхан Арух, Йорэ Дэа 364, 1).

Знаменитый комментатор Шулхан Аруха, раби Давид бен-Шмуэль а-Леви, пишет: «Всё, что сделано ради нужд умершего и уважения к нему, запрещено к использованию, и поэтому запрещено продавать могильную плиту, которая разбилась, и запрещено облокачиваться на плиту, а также топтаться на могилах, и пишет Байт Хадаш, что таков обычай». Шульхан Арух постановляет, что каменная могильная плита запрещена к использованию. Всё сказанное относится к плите, которая «плашмя» укладывается на могилу.

Возвращаясь к Вашему вопросу, что делать в случае перезахоронения: такую могильную плиту лучше всего захоронить.

Однако часто дополнительно к могильной плите устанавливают вертикальный памятник-стелу, на котором обычно пишут имя покойного. Запрет использования на него не распространяется.

С уважением, Давид-Йеуда Вертлиб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.