Темы: Берешит, Скромность, Овадья Климовский, Имя Творца, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Можно ли задать два вопроса по Священному Писанию? 1. В первой книге Быт. в начале пишется, что Бог все творил как бы кратко. И слово Бог используется под Благословенным Именем Элохим (в оригинале). Во второй главе, когда описывается творение более подробно, используются два слова Господь Бог, Под Святым и Благословенным именем Иегова Элохим. Как это? И также сказано под этими двумя Именами «Сотворим человека…» (множественное число). Александр
Шалом, уважаемый Александр!
Разумеется, вопросы можно и нужно задавать, спасибо Вам за них!
Мы не произносим Имя так, как оно написано, вместо этого используем сочетание «это Имя», а-Шем, а в молитве и при чтении Торы полагается читать его как Адой-ной (Г-сподь). И второе Имя произносим в обычном разговоре не так, как в молитве, а через «к» — Элоким. Имя Элоким Тора использует сначала, так как изначально мир был сотворен Качеством Суда, с которым связано это Имя. Однако, сотворив его, Всевышний присоединил к управлению Качество Милосердия, с которым связано Имя а-Шем, для того, чтобы творение смогло устоять. Ведь было ясно, что не все сотворенные будут следовать воле Творца, не отклоняясь от нее ни на шаг. И главным нарушителем, естественно, будет человек.
Множественное число используется в данном случае по нескольким причинам, не считая той, что в языке Торы оно зачастую используется, когда речь идет об одном человеке — если требуется подчеркнуть его высокое положение, господство. Так, например, при обсуждении имущественных отношений хозяин вещи или животного многократно называется в Торе бэалав («его хозяева»), хотя речь идет об одном человеке.
В момент создания человека Всевышний вложил в Свое высказывание и дополнительный смысл: мудрецы говорят, что в этот момент Он как бы советовался с Небесным Судом ангелов. И хотя все ангелы и духовные миры находятся в полном подчинении Творцу и Он не нуждается (упаси Б-г) ни в чьем дозволении, в таком важном вопросе Он обратился к ним за советом — чтобы научить нас скромности. Так, человек, занимающий руководящую должность, не должен пренебрегать возможностью посоветоваться с подчиненными, прежде чем принять важное решение. Даже если он уверен в своем решении, подчиненным будет приятно, что с ними считаются.
Автор Ор а-Хаим писал в своих комментариях, что скромные люди также имеют привычку говорить о себе во множественном числе (как бы подчеркивая, что не в одиночку пришли к какому-то открытию, решению). В более глубоком разделе своего комментария он объяснял это так: при сотворении человека, в отличие от предыдущих этапов творения, были использованы все тринадцать мидот — качеств (проявлений) Всевышнего. Отсюда мы можем узнать, какие качества следует развивать в своей душе — милосердие, заботливость, долготерпение и т.д.
А Рамбан отмечает, что при сотворении человека были использованы «материалы», уже сотворенные ранее: ведь тело его создано из земли. Получается, Творец как бы говорит: «Я и земля — сделаем человека». Ведь душа человеческая, в отличие от тела, была принципиально новым творением, другого уровня, чем все созданное ранее.
Известен также комментарий Баалей Мусар, учителей еврейской этики, которые объясняют так: Всевышний, творя человека, как бы сказал ему: в отличие от других Моих созданий, ты не совершенен — Я тебя сотворил, но еще требуется работа над твоими душевными качествами, чтобы ты стал «венцом творения». И эта работа — твоя.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Куклин
Почему читаем не так, как написано?
Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»
Не только помыслы и поступки человека должны быть скромными, но и его одежда. Женщины должны позаботиться о том, чтобы длина их платьев и рукавов соответствовала требованиям Галахи.
Рав Бенцион Зильбер
Значит, это Имя всё-таки возможно произнести?
Журнал «Мир Торы»
Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Натан Агрес
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина