Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Знаю, что на свадьбе принято зажигать свечи. Сколько и почему?

Темы: Хупа, Свадьба, Зажигание свечей, Яков Шуб, Обычай

Отложить Отложено

Слава Б-гу, наша дочь скоро выходит замуж. Я знаю, что на свадьбе принято зажигать свечи, скажите, пожалуйста, сколько свечей принято зажигать и почему?

Отвечает рав Яков Шуб

Мазаль Тов! Желаем Вашей дочери построить настоящий еврейский дом.

Спасибо за Ваш вопрос. Этот обычай упоминается уже в книгах ранних комментаторов (ришоним). Ташбец (гл. 564—565) выводит общее правило: все принятые в еврейском народе свадебные обычаи берут начало в событиях при даровании Торы. И так как дарование Торы сопровождалось громом и сверканием молний (Шмот 19:16), во время хупы принято зажигать свечи, которые напоминают свет молний.

Общепринятый обычай: шошвиним (близкие люди, обычно это родители, хотя бывают и исключения) ведут жениха и невесту под хупу. Отец жениха и отец невесты становятся по обе стороны от жениха, берут его под руки, а в другой руке держат по свече. Мать жениха и мать невесты ведут невесту и также держат свечи. Получается, по две свечи со стороны жениха и со стороны невесты.

Количество свечей также имеет значение. Как известно, у женщины 252 части тела, а у мужчины — 248, вместе это 500, что соответствует удвоенной гематрии (числовому значению) слова «свеча» на иврите (נר — 250). Кроме того, число 500 также соответствует гематрии слов «плодитесь и размножайтесь» ((פר"ו ו-רב"ו, составляющих заповедь Торы (Бэрейшит 1, 28). Поэтому принято нести по две свечи со стороны жениха и со стороны невесты, это символизирует слияние новобрачных в единое целое и намекает на будущее потомство (Матэ Моше, ч.3).

Кроме того, поскольку хупу принято ставить на улице под открытым небом, раньше, когда не было электричества, свечи выполняли чисто практическую функцию — освещения. Поэтому некоторые используют именно плетеные свечи, которые не так легко гаснут. Кроме того, свет плетеных свечей больше напоминает свет молнии и, соответственно, дарование Торы (Ликутэй Маарих, Шаарэй Нисуин 2:8, 27).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.