Темы: Хупа, Свадьба, Зажигание свечей, Яков Шуб, Обычай
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСлава Б-гу, наша дочь скоро выходит замуж. Я знаю, что на свадьбе принято зажигать свечи, скажите, пожалуйста, сколько свечей принято зажигать и почему?
Мазаль Тов! Желаем Вашей дочери построить настоящий еврейский дом.
Спасибо за Ваш вопрос. Этот обычай упоминается уже в книгах ранних комментаторов (ришоним). Ташбец (гл. 564—565) выводит общее правило: все принятые в еврейском народе свадебные обычаи берут начало в событиях при даровании Торы. И так как дарование Торы сопровождалось громом и сверканием молний (Шмот 19:16), во время хупы принято зажигать свечи, которые напоминают свет молний.
Общепринятый обычай: шошвиним (близкие люди, обычно это родители, хотя бывают и исключения) ведут жениха и невесту под хупу. Отец жениха и отец невесты становятся по обе стороны от жениха, берут его под руки, а в другой руке держат по свече. Мать жениха и мать невесты ведут невесту и также держат свечи. Получается, по две свечи со стороны жениха и со стороны невесты.
Количество свечей также имеет значение. Как известно, у женщины 252 части тела, а у мужчины — 248, вместе это 500, что соответствует удвоенной гематрии (числовому значению) слова «свеча» на иврите (נר — 250). Кроме того, число 500 также соответствует гематрии слов «плодитесь и размножайтесь» ((פר"ו ו-רב"ו, составляющих заповедь Торы (Бэрейшит 1, 28). Поэтому принято нести по две свечи со стороны жениха и со стороны невесты, это символизирует слияние новобрачных в единое целое и намекает на будущее потомство (Матэ Моше, ч.3).
Кроме того, поскольку хупу принято ставить на улице под открытым небом, раньше, когда не было электричества, свечи выполняли чисто практическую функцию — освещения. Поэтому некоторые используют именно плетеные свечи, которые не так легко гаснут. Кроме того, свет плетеных свечей больше напоминает свет молнии и, соответственно, дарование Торы (Ликутэй Маарих, Шаарэй Нисуин 2:8, 27).
С уважением, Яков Шуб
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Бенцион Зильбер
Как наличие Ктубы влияет на детей?
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы, фонограмма видеоуроков»
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
р. Ури Калюжный
В чем величие еврейской пары, стоящей под хупой?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Исроэль-Меир Лау
Почему хупу ставят под открытым небом? Еврейская свадьба.
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Натан Агрес
Откуда взялись разные обычаи?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.