Темы: Гордость, Месть, Помощь, Исправление качеств, Рав Яков Шуб, Самосовершенствование, Отношения между людьми
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСестра моей хорошей подруги не переносит меня, мне кажется, просто за то, что я стараюсь соблюдать заповеди. Но недавно она попала не в очень хорошую ситуацию — ей негде было жить, и она попросила меня приютить ее. Я не могла отказать, но сейчас меня мучает совесть: я не из чистого сердца и с радостью помогла ей. Я помогла, чтобы сказать самой себе: я не такая, как они, я выше их, я не буду злой только потому, что они злые люди. Стоило ли вообще помогать человеку, если это «скрепя сердце» и если это в угоду моему высокомерию и тщеславию? Я почувствовала себя лучше них, и мне кажется, что это не правильное чувство. Адаса
Уважаемая Адаса,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Еврейский закон (Галаха) определяет не только порядок выполнения заповедей по отношению к Всевышнему, но и взаимоотношения между людьми. На самом деле Ваш вопрос состоит из двух частей:
Во-первых, правильно ли пользоваться тщеславием и гордыней, чтобы стимулировать себя совершать хорошие поступки?
Во-вторых, можно ли отказать человеку в помощи в отместку за его плохое отношение?
Получается, что если Вас пришел просить о помощи человек, который в прошлом причинил Вам боль, запрещено напоминать ему об этом и закрывать перед ним дверь, если у Вас есть возможность помочь ему. Поскольку это будет нарушением запрета «не мсти».
Кроме того, если к Вам обратились за помощью, запрещено будет сказать: «Я не такой, как ты, я тебе помогу» или «Не хочу уподобляться тебе, поэтому помогу тебе…», поскольку так можно нарушить запрет «не храни злобу». В некоторых случаях запрет нарушается, даже если мы только подумали об этом, поэтому надо стараться помогать людям от всего сердца.
Рамхаль в книге Месилат Йешарим (гл.11) пишет, что одна из причин, по которой человеку очень тяжело расставаться с планами мести, заключается в том, что в его сердце не затихает боль от полученной обиды и ему кажется, что месть его успокоит. Поэтому человеку необходимо стараться перебороть себя и отказаться от планов мести (см. ниже). Тогда боль и воспоминания об обиде, в конце концов, уйдут сами по себе.
Отказаться от желания мстить очень сложно, если мы не осознаем и не замечаем, что все события несут в себе особый смысл. Однако если мы научимся понимать, что все контролируется Всевышним и нередко происходящее — это всего лишь отголосок прошлых событий и наших проступков или урок, который Всевышний пытается нам преподнести, нам легче будет отказаться от планов возмездия.
Безусловно, существуют ситуации, когда лучшим выходом является — отдалиться от человека, создающего Вам проблемы. Если Вы делаете это, только чтобы избежать неприятностей или дурного влияния, Вы не нарушаете никаких запретов.
С уважением, Яков Шуб
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Гордость /геава/ — это та монета, которую вывел из обращения Великий Царь».
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Арье (Лев) Кацин
Хаим Донин,
из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Эльяким Залкинд
Пока Шауль был мал в собственных глазах, он преуспевал перед Всевышним?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Хана Лернер
Рав Яков Шуб
Что делать тому, кого оклеветали?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.