Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Раз Всевышний допустил убийство Эвеля, значит, тот был в чем-то виновен? В чем?

Темы: Свобода выбора, Грех, Праведник, Каин и Авель, Овадья Климовский, Заслуги

Отложить Отложено

Здравствуйте уважаемый. У меня возник вопрос, буду очень признателен, если вы мне поможете с ответом.

Как известно из Бава Батра 17а, 4 человека умерли без вины — исключительно потому, что смерть является неотъемлемым атрибутом для всех потомков Адама после грехопадения. Эти праведники: Биньямин, сын Яакова, Амрам, отец Моше, Ишай, отец царя Давида, и Килав, сын Давида.

Известно также, что Эвель был убит своим братом Каином.

Также нам известно, что Всевышний — Справедливый Судья, Истинный Судья. И, например, если свидетель ошибся и человеческий суд казнил кого-то несправедливо, то мы знаем: если Создатель допустил, значит, казнённый был всё же виноват и получил наказание.

Так вот, вопрос/-ы: в чём согрешил, провинился Эвель? Может ли это быть объяснено тем, что Эвель был близок по родству к Адаму и поэтому умер без вины? Но тогда он должен был быть упомянутым среди праведников в Бава Батра? Спасибо большое, Виктор

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Виктор!

Вы задаете очень верный вопрос. Действительно, если именно Биньямин, Амрам, Ишай и Килав умерли только по вине Адама, значит, все остальные — по собственной вине?

Давайте подумаем над этим еще в одном ключе: возможна смерть преждевременная вследствие чужого злого замысла, конечно, и на это есть свой расчет у Б-га.

Очень трудно, даже невозможно пытаться понять расчеты Творца, как сказал Он нам через пророка Йешаяу: «…не ваши пути — пути Мои» (55, 8). Попробуем разобраться, хотя бы в общих чертах.

Одно из основных отличий человека от прочих творений состоит в наличии свободы выбора. Всевышний не держит его за руку. Но, с другой стороны, не все задуманное он может совершить, а лишь то, на что получено разрешение с Небес.

Если один человек хочет причинить вред другому, то Всевышний рассматривает это намерение: если по каким-то причинам Он, благословенно Имя Его, решил, что задуманное не должно произойти, оно ни в коем случае не произойдет. Есть тысячи способов предотвратить беду. Причины могут быть разные — например, тот, кому хотят причинить вред, — такой большой праведник, что он ни в коем случае не должен пострадать. Тогда ради его спасения может быть даже совершено чудо, и ничего не получится у злоумышленника.

Может быть и так, что тот, против кого злоумышляют, заслужил это несчастье или даже гибель, и Всевышний намеренно привел его туда, где его ждет справедливое возмездие.

Скорее всего, в нашем случае имел место третий вариант — человек не заслуживает смерти, поэтому Всевышний не приведет его специально к гибели. Но при этом у него не хватает и заслуг, чтобы спасать его в минуту опасности. Даже о роженице сказано в трактате Шаббат, что, поскольку она находится в опасности, на Небесах рассматривается ее «дело» и возмездие более вероятно, чем в обычное время. А тем более в ситуации Эвеля — ведь опасность, угрожавшая ему, была порождена свободным выбором другого человека, и заслуг Эвеля не хватило для того, чтобы Всевышний вмешался в ход событий и спас его.

Мудрецы наши обратили внимание на его имя: на Святом языке hэвель — «пар», «ничто» — слово, хорошо знакомое всем, читавшим Коэлет (книга Экклезиаст). Там его обычно переводят как «суета». Здесь содержится намек на то, что Эвель не успел сделать ничего по своей инициативе — ведь именно Каин решил принести жертву Творцу, а Эвель лишь повторил его поступок (хотя сделал это правильно, в отличие от Каина). Этой заслуги не хватило для того, чтобы Всевышний совершил какое-либо чудо ради его спасения. Но и ничего плохого об Эвеле мы в Торе не находим. Поэтому, наверное, о Вашем вопросе можно сказать, как говорят иногда о сложных талмудических проблемах: «Вопрос сильнее, чем ответ». Но, как сказано, нам не дано понять до конца пути Всевышнего.

За близкое родство с Адамом Эвель не мог быть наказан, так как он не повторил греха Адама, а в этом случае сыновья не в ответе за отцов, как известно.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.