Темы: Тшува, Авраам, Рав Ашер Кушнир
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМы с друзьями приближаемся к еврейской вере, и у нас недавно произошел спор. Нужно ли полностью выкидывать прошлую жизнь? Все ли так было плохо?
Попробуем схематично и коротко навести порядок в вашем споре.
Теория
Обратимся к первому еврею — праотцу Аврааму. Как он стал евреем? В главе Торы Лех леха (12,1) Б-г повелевает Аврааму: «Уйди себе из страны своей, с родины своей, из дома родителей своих в землю, которую Я тебе укажу». Углубимся в эти строки, используя толкования, данные мудрецами (Кли Якар и др.).
Авраам родился в Месопотамии, в семье и окружении идолопоклонников. С ранних лет он искал Того, Кто этот мир создал и управляет им. И когда он раскрыл для себя Первопричину — Б-га, Б-г открылся ему и обратился с повелением: если хочешь служить Мне, хочешь стать евреем — оставь привычное и обыденное, оставь страну, оставь родину, оставь родительский дом…
Что кроется за этим тройным повелением? Что конкретно надо оставить?
Вся человеческая деятельность делится на три сферы: интеллектуальную, эмоциональную и физиологическую. Это соответствует разуму, чувствам и телу. Все три сферы деятельности намеком упомянуты в повелении Аврааму оставить его окружение:
Страна — символизирует идеологию, правопорядок, государственное устройство, идеи и философию. Эти понятия «находятся» у человека в голове и воспринимаются разумом.
Родина — символ эмоциональной привязанности к местной культуре, природе, достижениям. Родина — в сердце, воспринимается она чувствами.
Дом — символ приобретенных норм поведения на уровне бытовых привычек. Они — в «крови» и проявляются на уровне физиологическом, инстинктивном.
Что же конкретно имеется в виду в повелении Аврааму? Это будет легче понять, если рассмотреть на примере конкретного исторического события: еврейской репатриации из СССР в Израиль. Вначале надо было принять решение оставить «страну» с ее гордой идеологией, достижениями и мощью. Для многих это было непросто, но в конечном итоге решение было принято. На следующем этапе надо было оставить «родину», но… не тут-то было. Оказалось, что поменять идеи гораздо легче, чем оставить бывшую «родину» с ностальгией по ее культуре, театрам и книгам, «Динамо» и березкам, нецензурной брани, икорке и водочке с мордобитием… Поэтому многие «страну» оставили, а вот «родину»… перевезли с собой. Но самым сложным, оказалось оставить дом, где выросли. То есть, тот образ жизни, менталитет, бытовые привычки, которые с детства, бессознательно, стали частью нас. Этот «дом» настолько крепко сидит в нас, что и в голову не придет, что все это может быть нееврейским…
Б-г повелевает Аврааму: хочешь быть евреем? Желаешь служить Мне? Оставь свое прошлое — и «страну», и «родину», и «дом», «вычисти» все накопленное в твоем разуме, сердце и крови!
Итак, в теории, правы те, кто утверждает, что все прошлое как общий принцип надо выкинуть. Их мировоззрение и идеи, их культура, их привычки и обычаи — все это для еврея неприемлемо. Это наша глобальная цель, и ее надо помнить и знать, но…
Практика
Но как только мы перейдем к конкретному практическому рассмотрению данной проблемы, тут же выяснится, что столь простая и понятная идея «тотального освобождения от пут прошлого» не так проста в осуществлении.
Во-первых, при более пристальном рассмотрении можно обнаружить, что не все в прошлой жизни было так уж неприемлемо. Более того, нами были приобретены те качества, которые послужили базой для духовного роста. Так что не все подряд прошлое необходимо «стереть».
Во-вторых, надо знать, что прошлое человека сидит в нем крепко и никуда так быстро не уходит. И если захотим избавиться от «неприемлемой» части этого прошлого, то для этого потребуются огромные усилия и долгое время. Это длительный и сложный процесс. Более того, следует сразу предупредить, что попытка одним махом «стереть прошлое» приведет к обратному результату. Поэтому ни в коем случае не следует «один раз и навсегда» перечеркивать всю прошлую жизнь. Это неверно, да это и не получится.
Кто прав?
Итак, на первый взгляд, в вашем споре обе стороны правы. Да, большая часть прошлой жизни для еврея неприемлема, но, увы, ее не так просто выкорчевать из своей души. Так что же делать?
Решение состоит в том, что на первых порах достаточно, с одной стороны, хотя бы осознавать, что прожитая жизнь была построена на нееврейских идеях, ценностях и привычках, а с другой, не пугаться, что это прошлое Вам нравится и порою даже манит. Если только Вы продолжите духовное развитие, то постепенно притягательная сила прошлого сама по себе вас оставит. Надо только этого сильно хотеть…
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Яков Шуб
Можно ли еврею для развлечения посетить корриду?
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский
Рав Михаэль Солганик
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Раби Гирш пытается ответить на давно заданный, но все еще актуальный вопрос об отношении иудаизма к общечеловеческой культуре.
Рав Меир Мучник
В частности, к творцам, которые создают свои собственные миры?
Рав Ашер Кушнир
Рав Натан Агрес
Ведь Тора еще не была дарована?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина