Темы: Рав Реувен Куклин, Свобода выбора, Уважение, Раби Акива, Хизкияу, Упрек
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый рав Реувен! Если тысячи учеников р. Акивы при их уровне мудрости и духовности были сильно связаны с материальным миром и не уважали друг друга, т.е. свои постижения в области мудрости и духовности ставили выше других, то возникает вопрос. Видя в своих учениках эту серьёзную поражённость души самолюбием, тщеславием и неуважением к ближнему, тем более — при их уровне духовности, почему р. Акива не помог им с этим справиться? Почему своим примером и наставлениями, например, из притч Шеломо: «Явится высокомерие — явится и посрамление; у смиренных же — мудрость» (11:2); «От высокомерия только раздор происходит, а у советующихся — мудрость» (13:10); «Во рту у глупого — бич гордыни, но уста мудрых берегут их» (14:3); «Пред сокрушением — гордость, и пред падением — высокомерие. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (16:18—19); «Высокомерие человека унижает его, а смиренный духом стяжает честь» (29:23), он не научил своих учеников уважать и любить ближнего, который, по их мнению, не столь мудр и духовен, как они? Я нисколько не считаю себя имеющим право судить педагогический дар р. Акивы (лишь пытаюсь понять), но когда врач взялся лечить 24 тысячи больных (материальностью) и не смог им помочь (все умерли) — я бы побоялся обращаться к такому врачу… Почему р. Акива не смог помочь своим мудрым (самым большим мудрецам того времени) и высокодуховным ученикам научиться любить и уважать ближнего, когда сам же говорил, что в этом — мудрость и суть Торы, или почему его мудрые ученики не были на это способны? Помогите понять. С уважением, Михаил
Уважаемый Михаил,
Вы задаёте важный и правильный вопрос. Ответ на него можно разделить на две основные части:
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: полный тематический обзор Раби Акива
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Катастрофа и возвышение через страдание
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Святой, благословен Он, подвергает испытанию не всякого человека, но только своих праведников
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Неизвестный автор
На фотографии бассейн Хизкияу в Иерусалиме.
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Эмуна Браверман
Эта статья адресована женщинам, которые страдают от того, что на социальной лестнице их мужья оказались на более низком уровне, чем они сами. А еще — тем, кто попал в подобную ситуацию, собираясь вступить в брак, и не может принять «верное» решение…
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»
Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: "Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!"
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.