Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

От того, что какой-то раввин скажет, моя душа попадет в ад или в рай?

Темы: Борода, Раввин, Заповеди, Зеев Урман, Постановления мудрецов

Отложить Отложено

Прочитал у вас на сайте: «Всевышний сообщил Моше, что Закон устанавливается не на Небесах, а на земле — мудрецами Торы». Мне непонятно, откуда делается такой вывод. Разве от того, что какой-то раввин (мудрец) скажет, что нужно обязательно носить бороду (как хасиды) или ее можно стричь, то от этого моя душа попадет в ад или рай? Влияет ли соблюдение этого закона на попадание в рай или ад, или это просто средство идентификации порядка на земле? Спасибо.

Отвечает рав Зеев Урман

Здравствуйте, попробую ответить на Ваш вопрос.

Каждое государство, желающее защитить своих граждан от бесправия и беззакония, а также стремящееся обеспечить их различными правами, обязано, прежде всего, позаботиться о том, чтобы законы этого государства были сформулированы и разъяснены в самой ясной и чёткой форме. В противном случае не будет никакой возможности привлекать нарушителей к ответственности. Поскольку невозможно требовать выполнения того, чему не определены чёткие границы. Поэтому правитель государства обязан наделить чрезвычайными полномочиями избранных и верных ему людей, которые будут говорить от его имени и смогут объяснить каждому, что можно, а что нельзя.

В такой же степени невозможно говорить о награде за правильное соблюдение заповедей, а также о наказании за их нарушение до тех пор, пока границы этих заповедей не будут чётко очерчены и разъяснены в форме, доступной для каждого. Для подтверждения того, что это необходимо, не нужно цитировать первоисточники, к этому обязывает элементарная логика.

Тора, полученная Моше на Синае, была передана ему с подробнейшим объяснением всех деталей закона. Мидраш говорит, что Моше были показаны также все постановления мудрецов, которые будут приняты в дальнейшем. С того времени и до последнего дня своей жизни Моше учил еврейский народ всем подробностям законов Торы. Итак, у поколения пустыни был Моше. Но что же делать последующим поколениям, перед которыми будут возникать сложнейшие галахические вопросы? Каким образом Всевышний сможет строго взыскивать за нарушения и щедро награждать за соблюдение, если закон не будет ясен евреям этих поколений? А ведь именно об этом Он неоднократно предупреждает нас!

Конечно же, Всевышний всё предусмотрел и позаботился о том, чтобы на протяжении всей истории у нас всегда были Его верные посланцы, мудрецы Торы, которые будут для своего поколения — как Моше Рабейну для поколения пустыни. Откроем книгу Дварим (17, 9—11): «И приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и расспроси, и скажут они тебе судебное решение. И поступи по слову, какое они скажут тебе с того места, которое изберет Господь, и бережно исполняй всё, как они укажут тебе. По учению, которому научат они тебя, и по решению, которое они изрекут тебе, поступи; не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево».

Величайший комментатор Торы раби Шломо Ицхаки (Раши) поясняет: «И даже если он не (так велик) как все судьи, которые были перед ним, ты должен слушаться его. И не будет у тебя другого судьи, но только тот, который в дни твои». Требует ли Всевышний, чтобы мы во всех случаях следовали решениям, принимаемым главами поколений? Продолжает Раши: «Даже если скажет тебе о правом (т. е. о том, что ты считаешь правым), что это левое, а о левом, что это правое. И тем более, если он говорит тебе о правом “правое” и о левом “левое”».

Конечно же, серьёзные решения для всей общины Израиля должен принимать не «какой-то раввин», как Вы пишете, но один из выдающихся мудрецов поколения, известный своей праведностью и глубокими познаниями в Торе. В личном порядке у каждого из нас должен быть свой учитель, как сказано «Сделай себе Рава и устранись от сомнения» (Авот 1, 16). Тот, кто хорошо знает нас, сможет поддержать нас, указать на наши недостатки, помочь принять правильное решение, соответствующее требованиям Торы. И если он будет достойным человеком, а мы со всей серьезностью будем следовать его рекомендациям, то можно положиться на обещание, данное Небесами: именно через него нам будет послано правильное решение.

Конечно же, выполнение или нарушение законов Торы оказывает непосредственное влияние на нашу судьбу. Ведь после смерти нас приведут в мир воздаяния. И спросят за нарушение законов, установленных Торой и мудрецами. Ведь, нарушая постановление мудрецов, мы нарушаем и закон Торы — «И поступи по слову, какое они скажут тебе».

Но что касается ношения бороды, то хотя это и желательно для соблюдающего еврея, запрета стричь её не существует, пока это не делается запрещенным способом — лезвием ножа — или в те недолгие периоды, когда нам запрещено стричься и бриться.

С уважением, Зэев Урман

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.