Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли заповедь уважать детей?

Темы: Воспитание детей, Рав Реувен Куклин, Уважение, Почитание родителей

Отложить Отложено

Уважаемый раввин,

Мой вопрос, возможно, покажется Вам странным: я мать трёх довольно взрослых детей. К сожалению, между нами есть много ссор. Каждый раз я пытаюсь обратить внимание детей на то, что они обязаны уважать свою маму. Но как-то слышала, что есть также заповедь уважать детей. Я искала, но такой заповеди не нашла. Не ужели есть такая заповедь?

С уважением, Р.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Р.,

Да, родители также обязаны уважать своих детей. Конечно же, в Торе не сказано: «Почитай сына своего», а только (Шмот 20, 12): «Почитай отца и мать своих». Однако несомненно, что по Торе человек обязан уважать своих детей.

Эта обязанность, прежде всего, вытекает из общей обязанности уважать ближнего и бережно относиться к нему. Бережное отношение к любому человеку является основой всего иудаизма. В Талмуде (Шабат 31а) сообщается, что один нееврей попросил у Гилеля обучить его всей Торе, пока тот будет стоять на одной ноге. На что Гилель ответил: «То, что тебе ненавистно, не делай своему ближнему — это основа всей Торы, всё остальное — детали». А в трактате Брахот (28 б) рассказано о том, что когда один из самых великих мудрецов Талмуда, раби Элиэзер, лежал на смертном орде, собрались вокруг него ученики и попросили: «Учитель наш, обучи нас путям, на которых мы удостоимся будущего мира». Первое, что раби Элиэзер посоветовал ученикам, было: «Относитесь к своим товарищам с большим уважением».

Особая обязанность — уважать своих детей или наставников. В трактате Пиркей Авот (4, 15) сказано: «Пусть честь твоего ученика будет тебе так же дорога, как и твоя собственная». А в Авот дэ-раби Натан (4-ая глава) выводят это из слов Моше, который сказал Йеошуа (Шмот 17, 9): «Выбери нам людей». «Выбери мне людей не сказано, — утверждает мидраш. — А сказано выбери нам». Из того, что Моше обратился к ученику как к равному, мы видим, что честь Йеошуа была дорога Моше, как его собственная честь.

Тем более, родителям запрещено обижать или унижать детей. Это считается большим грехом, как говорят мудрецы в трактате Бава Мециа (58 б). Рамбам приводит этот запрет в своём знаменитом труде Йад а-Хазака (Законы продажи, 14-ая глава) и говорит о его применении в конкретных ситуациях:

Если это человек, раскаявшийся в своих прошлых делах, нельзя говорить ему: «Вспомни свои прежние поступки». А если это сын геров, нельзя говорить ему: «Вспомни дела своих отцов». Если это гер, который пришёл учить Тору, нельзя сказать ему: «Уста, которые ели падаль и мерзость, будут произносить слова Торы, данной Всевышним?». Если это человек, страдающий болезнями или похоронивший детей, нельзя сказать ему, как говорили друзья Ийову (4; 6,7): «Ведь страх (Б-жий) — надежда твоя, и чистота пути твоего — упование твоё. Вспомни же, кто тот невинный, что погиб, и где справедливые уничтожены были?»

Важно помнить, что заповедь об уважении к родителям не была дана ради соблюдения прав родителей и заботы о них, это забота о самих детях: ведь жалок человек, который не умеет относиться с уважением к тому, кто подарил ему самое главное — саму жизнь.

И если отец или мать хотят помочь своим детям обрести такое важное качество, как уважение к родителям, они должны, прежде всего, сами уважать своих детей. Ведь сказали мудрецы (Пиркей Авот 4, 1): «Кто уважаем? Тот, кто уважает создания [Творца]».


Читайте также: тема Уважение и почитание родителей

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.