Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Слышала, что в еде допускается наличие определенной доли трефного. Это правда?

Темы: Кашрут, Яков Шуб

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые раввины! Была удивлена, услышав, что в еде допускается наличие определенного кол-ва трефного. Правда ли это? И какое именно количество? Откуда это правило? Спасибо заранее, Д.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Д.,

Большое спасибо за Ваш вопрос. Действительно, в еврейском Законе существует принцип, по которому какая-то доля некошерной или запрещенной еды, смешиваясь с определенным количеством кошерной еды, «аннулируется» и становится пригодной в пищу. Этот принцип называется битуль — «отмена», «аннулирование» (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 109). Следует отметить: данный принцип применяется только в том случае, когда два вида по какой-то причине уже перемешались, однако изначально запрещено смешивать трефную пищу с кошерной, чтобы аннулировать (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 99:5).

Попробуем рассмотреть некоторые общие принципы данного закона. Существует два вида аннулирования: битуль бэ-ров — «отмена меньшей части в большей» и битуль бэ-шишим — «отмена одной части в шестидесяти частях».

По Торе пища имеет статус тех компонентов, которые составляют бОльшую ее часть, т.е. если более пятидесяти процентов смеси составляют кошерные компоненты, то и вся смесь будет считаться кошерной. Однако этот принцип применим, только если в смеси совсем не чувствуется вкус некошерных компонентов. Когда вкус этих компонентов ощущается, то даже если они «в меньшинстве», вся смесь запрещена к употреблению в пищу. Иными словами, необходимо «аннулировать» не только саму некошерную пищу, но и ее вкус.

Получается, если кошерный и трефной виды сухой холодной пищи, имеющие одинаковый вкус (мин бэ-мино), по ошибке смешали, действует принцип «отмена меньшей части в большей» (битуль бэ-ров). Поскольку в данном случае вкус некошерной пищи не будет чувствоваться.

Если же кошерный и трефной виды сухой холодной пищи обладают разным вкусом (мин бэ-шэ-эйно мино) и их по ошибке смешали и приготовили вместе, действует принцип «отмена одной части в шестидесяти частях» (битуль бэ-шишим). Этот же принцип применяется, когда смешиваются два вида жидкости или когда два вида пищи были сварены или размолоты вместе, даже если у них одинаковый вкус.

Следует отметить, что некоторые виды пищи не подлежат аннулированию, например, хамец (квасное) в Песах, тевель (пища, от которой не отделены трумот и маасрот), некошерная пища, которая остается видимой в смеси, некошерная пища, необходимая для придания цвета, и многие другие виды.

Безусловно, невозможно рассмотреть все детали данного закона в рамках короткого ответа, поэтому если возникают конкретные практические вопросы, следует обратиться к компетентному раввину.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.