Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему некоторые слова в Торе произносятся не так, как написаны?

Темы: Язык Торы, Устная Тора, Письменная Тора, Овадья Климовский, Комментарий

Отложить Отложено

Объясните, пожалуйста, про понятия, которые пишутся в Танахе кри (прочтение) и ктив (написание). Почему мы читаем по ктиву? И кто придумал кри и ктив, ведь в Торе сразу было только ктив? М.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый М.!

Разумеется, никто ничего не придумывал, однако и ктив, который, как Вы полагаете, был в Торе изначально, — был там не более, чем кри. Дело в том, что Тору (и в дальнейшем — пророчества Танаха) записывали без огласовок и других дополнительных знаков — только буквы, разделенные на слова и абзацы. Даже разделения на псуким — стихи в Письменной Торе нет. Как правильно читать эти слова, мы знаем только благодаря Устной Торе, которая по традиции донесла до нас как огласовку текста, так и мелодию его чтения (которая передается с помощью своеобразной системы «знаков препинания», довольно сложной).

Существуют целые сборники данных обо всех нестандартных огласовках или знаках чтения, эти сборники содержат также многие другие сведения о тексте. Все это передавалось устно. Самая известная система подобных сведений именуется месора.

Кроме того, Устная Тора передает, в каких случаях кроме обычного прочтения слова, по ктиву, есть еще и альтернативное прочтение его — кри, и именно кри (в соответствии со значением этого слова — «читай») мы произносим вслух (и, как правило, соответственно кри мы учим простое понимание текста — пшат). Эта двойственная форма слова призвана сообщить нам какую-то дополнительную информацию, зачастую имеющую значение и для Закона; иногда из нее выводят правила нравственного поведения. В некоторых случаях пророк, записывая страшные предсказания всевозможных бед, которые должны обрушиться на голову сыновей, непокорных Всевышнему, передает нам устно текст этого же пророчества для чтения. Некоторые особенно страшные слова в этом варианте «смягчены», что призвано научить нас следить за чистотой речи.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.