Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нужно ли еврейской девушке приданое?

Темы: Невеста, Деньги, Свадьба, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Нужно ли еврейской девушке приданое? Если да, то какое? Спасибо большое за ответ. Лея

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемая Лея!

В трактате Кидушин мудрецы спрашивают: как отцу выполнить одну из своих обязанностей по отношению к детям — женить их? И если с сыном это не представляло проблемы — найди ему невесту и играй свадьбу, это считалось доступным каждому (а дом строить необязательно), то относительно дочери возникает вопрос — разве это в руках отца? Как отец может быть обязан выдать замуж дочь, если это не зависит от него? Придет жених — захочет жениться на его дочери или нет? Ведь инициатива исходит от жениха. Мудрецы дают простой ответ: дочери следует дать такое приданое, чтобы ею заинтересовались молодые люди, и так она выйдет замуж.

Разумеется, есть женихи, которые обойдутся и без приданого, справедливо рассудив, что женятся на девушке, а не на ее деньгах — честь им и хвала. Но, тем не менее, отец должен позаботиться о том, чтобы дочь имела более чем гипотетическую возможность выйти замуж.

Хотя мудрецы строго осуждали тех, кто женится только из-за денег, они не отрицали необходимость заботиться о ближайшем будущем молодой семьи. И если юноша хочет после свадьбы поучиться несколько лет, не думая о пропитании, ничего предосудительного в этом нет.

О размере приданого говорится в трактате Ктубот (67). Там сказано, что отец должен дать своей дочери как минимум 50 зуз в приданое. Эта сумма всего в четыре раза меньше ктубы — суммы, которую муж обязан выплатить жене в случае развода. Так же пишет и Тур (Эвен а-Эзер 58), однако уже в Шулхан Арухе формулировка более обтекаемая: следует обеспечить дочь одеждой хотя бы так, как обязан обеспечивать супругу самый бедный еврей. Речь идет, как подчеркивается там же и в комментариях, о бедном человеке. Богатому же предписывается давать приданое дочери соответственно его достатку. В другой главе (там же, 113) сказано, сколько следует выделить на приданое сироты из общего наследства. Закон гласит: судьи должны определить, какого нрава был покойный отец — скуп ли, щедр — и сколько предположительно он дал бы за дочерью, если бы был жив. Столько и выделяется невесте из наследства. Отсюда ясно, что не существует четкого «прейскуранта» приданого. В наше время его размер устанавливается в зависимости от достатка отца и от местных обычаев.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.