Уважаемые раввины, объясните, пожалуйста, какая разница между майсером и цдокой?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Давать цдаку (пожертвования) является одной из 613 заповедей, которые обязан соблюдать еврей. Как сказано в Торе: «И если обеднеет брат твой и придет в упадок рядом с тобой, то поддержи его… и будет он жить рядом с тобой» (Ваикра 25:36, см. также Дварим 15:7—8). Выдающийся еврейский мудрец Рамбам придавал очень большое значение правильному выполнению этой заповеди, объясняя это тем, что именно благодаря заслуге её выполнения еврейский народ освободится из изгнания (Рамбам, Матанот аниим гл.10).
Если у человека есть возможность выделять на пожертвования десятую часть своего дохода, эта десятая часть и будет называться маасер. Большинство людей именно так и поступают. А тот, кто отделяет пятую часть дохода, выполняет заповедь наилучшим образом.
Существует три различия между просто пожертвованиями (цдака) и отделением десятины (маасер):
— цдака дается без точного расчета, а для маасера необходимо точно отделить десятую часть дохода;
— о том, кто дает цдаку, сказано, что он не обеднеет, а о том, кто оделяет маасер, сказано, что он разбогатеет (респонс Радваза 3:441);
— Всевышний становится партнером человека, отделяющего маасер, во всех его делах (Аават хэсед 2:18).
В заключение приведем рассказ из книги Рава Ицхака Сильвера, которая, с Б-жьей помощью, скоро выйдет на русском языке.
Раби Шмуэль Финкель (сын знаменитого Сабы из Слободки) отправился в Варшаву, чтобы выгодно вложить свои деньги. Он купил несколько вагонов муки и других продовольственных товаров. Сразу после этого началась первая мировая война и цены на продукты подпрыгнули до небес. У раби Финкеля было две возможности: продавать товары по новым ценам и быстро разбогатеть или заняться помощью бедным. В конце концов, он решил, что нужно воспользоваться ситуацией и помочь другим евреям. Первым делом он отправил большую часть продовольствия в йешивы, у которых в то время уже не оставалось никаких средств.
С уважением, Яков Шуб
Рав Бенцион Зильбер
Правда, что во времена Храма было три десятины?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Отделение десятины от дохода — Маасер ксафим»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Отделение десятины от дохода — Маасер ксафим»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Реувен Пятигорский
Какой смысл, согласно Торе, в богатстве?
Рав Цви Патлас
Мудрецы назвали три главных качества еврейского народа: «байшаним, рахманим вэгомлей хасадим», то есть «скромные, милосердные и делящиеся всем, что имеют, безвозмездно».
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.