Темы: Гордость, Рав Реувен Куклин, Заповеди, Исправление качеств, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом!
Когда стараешься прилежно исполнять мицвот, то возникает чувство, что вот какой я молодец, как хорошо угождаю Всевышнему, что, возможно, благодаря и моим молитвам идёт дождь и существует мир. Вопрос такой: как не возгордиться, когда удаётся много финансировать деятельность по распространению Торы, как не тщеславиться, когда хвалят и почитают, как не возмутиться праведным гневом, когда несправедливо ругают и оскорбляют, как справиться с ревностью и обидою, когда жена предпочитает общаться со своими подругами, а не со мной? Заповедь не желать ничего, что есть у моих ближних — помогает не завидовать, запрет на лашон а-ра (злословие) — удерживает от осуждения. А что может помочь не гордиться и не тщеславиться, что — не обижаться, что — сдерживать праведный гнев или вообще не гневаться? Какие критерии или заповеди?
С уважением, Михаил
Уважаемый Михаил,
Раббан Йоханан бен-Закай в трактате Пиркей Авот (2, 8) отвечает на Ваш вопрос. Его слова: «Если ты многое постиг в Торе, не кичись этим, ибо для этого ты и создан». Интересно отметить, что Талмуд в трактате Сукка (28 а) говорит, что сам раббан Йоханан Бен-Закай был редчайшим знатоком Торы. Нет области в Торе, утверждает Талмуд, которую бы он не знал.
В своих словах раббан Йоханан бен-Закай сообщает нам важное правило: человек должен постоянно помнить, что пришёл в этот мир для того, чтобы выполнять волю Творца — изучать Тору и выполнять Его заповеди. Человек, который так смотрит на вещи, не станет тщеславиться, выполняя заповеди. Ведь он всего лишь исполняет свои функции.
Кроме того, важно понять, что выполнение заповедей необходимо именно нам и только для нашего блага Творец заповедал нам их выполнять, как сказано (Дварим 10, 12—13): «А теперь, Исраэль, чего Господь, Б-г твой, требует от тебя?.. соблюдать заповеди Господа и уставы Его, которые я заповедую тебе ныне для твоего же блага».
А в книге Иов (35, 6—7) сказано: «Если грешил ты, — что ты сделал (этим) Ему? И, умножая прегрешения твои, — что причиняешь ты Ему? Если праведен ты, — что дашь Ему? Получит ли Он что-либо из твоей руки?».
Моше уподобляет соблюдение заповедей жизни, а нарушение заповедей — смерти (см. Дварим 30, 15). Тот, кто осознаёт, что заповеди — это самое большое благо для него самого, а грех — самый большой вред для него самого, не будет гордиться, что выполняет заповеди или воздерживается от грехов, так же, как он не гордится, принимая лекарство, спасающее ему жизнь, или избегая смертельного яда.
Более того, человек, осознающий это, выполняя заповеди, будет ощущать огромную радость и благодарность Творцу. Аризаль пишет (Шаар Руах а-Кодэш), что радость при выполнении заповедей должна быть больше, чем радость получившего все блага мира.
С уважением, Реувен Куклин
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Гордость /геава/ — это та монета, которую вывел из обращения Великий Царь».
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Хана Лернер
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава 2. Детали главных [отрицательных] качеств - гнева, вожделения и гордости
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Эльяким Залкинд
Пока Шауль был мал в собственных глазах, он преуспевал перед Всевышним?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Реувен Куклин
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.