Темы: Ложь, Тора и бизнес, Рав Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКогда мы продаем какой-то товар или услугу, то непременно у него есть и преимущества, и недостатки. В нееврейском мире о недостатках рассказывать не принято. Главное — сделать красивую упаковку и «впарить» клиенту. В еврейском — это вроде как запрещено? Не рассказать покупателю о недостатках — это гневат адаат («введение в заблуждение»)? С другой стороны, если рассказывать обо всех недостатках, тогда попросту никто ничего не купит! Причем не потому, что недостатки существенные, а просто потому, что, наслушавшись недостатков, пропадает желание. Я с трудом представляю себе еврейский рынок, на котором продавец «рекламирует» свои товары детальным изложением всех недостатков, чтобы ни в коем случае не ввести покупателя в заблуждение! Скажите, пожалуйста, как устанавливается граница детализации недостатков/рисков, которые докладывать покупателю не обязательно? О.
Уважаемый О.!
Определённо, не все недостатки, не все минусы человек обязан перечислять.
По Торе человек должен быть честен по отношению к другой стороне, продавец — по отношению к покупателю, покупатель — по отношению к продавцу. Если у изделия имеется какой-то недостаток, о котором покупатель не знает, а если бы знал — не купил бы, разумеется, продавец обязан сообщить.
Но Вы спрашиваете не об изъянах. Существуют, например, товары разного качества. Как правило, цены у них разные. Если уровень товара соответствует его цене, продавец ничего не обязан сообщать покупателю. Но говорить покупателю: «Вы совершаете особо выгодную сделку», продавая обычный товар по обычной цене, нельзя. Это неправда и обман.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.
Рав Захария Матитьяу
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шауль Вагшал
Рав Моше Пантелят
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина