Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Ишмаэль называется «дикарь-человек»?

Темы: Рав Реувен Куклин, Ишмаэль, Врожденные качества, Значение слов в Торе

Отложить Отложено

Разъясните, пожалуйста: Ишмаэль назван «пэрэ адам» (Берешит 16:12) потому, что не способен подчинить свои желания воле Творца, или наоборот, потому что считает свои желания волей Творца? Л.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Л.,

Слово пэрэ на иврите обозначает «дикий осёл», как следует из слов Творца Иову (Иов 39, 5). Называя Ишмаэля пэрэ адам, Тора имеет в виду, что снаружи он будет выглядеть, как человек (на иврите адам — «человек»), внутри же он будет «диким ослом», т.е. его природа и характер будут подобны природе и характеру дикого осла, которого невозможно обуздать. Ункелос так переводит слова пэрэ адам: «Он будет бунтовать». Поэтому Тора сразу же продолжает: «рука его на всех, и рука всех на него».

Из сказанного в мидраше (Сифри, Даврим, 354) видно, что из-за этого свойства (пэрэ адам) у Ишмаэля и его потомков будет склонность также к кровопролитию. Мидраш рассказывает, что Творец, желая даровать людям святую Тору, предлагал её разным народам. Ни один из народов, кроме евреев, не захотел принять Тору, поскольку в ней содержатся заповеди, неприемлемые для них. Для детей Ишмаэля, сообщает мидраш, неприемлем запрет убийства.

Из этого следует, что качество пэрэ адам проявляется у Ишмаэля, в том числе, в том, что он не способен подчинить собственные желания воле Творца. Однако можно предположить, что, как это часто бывает у людей, когда они не способны подчинить свои желания воле Творца, они начинают воспринимать свои желания как волю Всевышнего.

Тут важно подчеркнуть, что написанное выше не относится, не дай Б-г, к какому-то конкретному народу, ведь мудрецы сказали, что после того как Санхерив перемешал все народы, нет возможности определить, какой народ является чьим потомком. Кроме того, несомненно, что в каждом народе есть различные люди, ведь Творец предоставил каждому человеку возможность свободы выбора. Мои слова относятся только к пониманию текста, сказанного в Торе.

 

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.