Темы: Суббота, Неевреи, Заповеди, Бней Ноах, Овадья Климовский, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый рав! Скажите, пожалуйста, почему такое разграничение между евреем и неевреем?
Попробую прояснить свою мысль. Понимаю, что евреям даны были особые преимущества в плане служения Творцу этого мира… Все обязаны Торе и прочим достоинствам, благодаря которым Творец раскрылся всему миру…
Но есть то, что евреи проводят четкую грань. Например, суббота была открыта для Адама, дана была при сотворении мира всему человечеству. Понимаю, что впоследствии евреям была передана суть служения со всеми ее атрибутами и законами Шаббата. Так почему нееврею нельзя зажечь хотя бы свечи в честь празднования такого великого праздника?
Или свинина. Разве она становится чище, когда ее ест нееврей? Ведь если она нечиста, то нечиста и для нееврея тоже… Организм, как говорится, один! Или если нееврей пришел к такому пониманию о Шаббате, кашруте, становится ли он грешнее от соблюдения подобного? Думаю, это только в заслугу ему. Проясните, пожалуйста, может, я чего не понимаю. С глубоким уважением к Вам, Евгений
Здравствуйте, уважаемый Евгений!
Ваше письмо — один из редких случаев, когда затруднение с написанием ответа вызвано тем, что ответ уже почти полностью содержится в вопросе. Вы правы: любой человек, конечно же, не становится грешнее, если проникается пониманием заповедей Творца. И большинство из них, кроме тех, которые теперь предназначены строго для евреев, как, например, тфиллин, разрешается выполнять всем, кто пожелает — только не создавать из них новых религий. В частности, не выдавать их за обязанности тем, кто на самом деле не обязан их выполнять. По поводу пищи наши мудрецы не рекомендовали брать на себя запреты сверх того, что запретила Тора: евреям — одно, в соответствии со складом их души и задачами, возложенными на них в этом мире, остальным — другое, как, например, запрет есть мясо неубитого животного.
Кроме того, заметим: мы выполняем заповеди Творца вовсе не потому, что понимаем, насколько они хороши и правильны. В таком случае это было бы не исполнение заповедей, а следование собственной философии. А выполняем мы их потому, что они даны Творцом, благословенно Имя Его, Который в Своей мудрости знает, что хорошо и что — нет для каждого из Его творений. Разумеется, это не отменяет нашего желания и даже обязанности изучать и пытаться постичь внутренний смысл каждой заповеди — после того, как мы готовы исполнить ее независимо от степени понимания.
Однако, как упомянуто выше, большинство заповедей может исполнять любой человек, который чувствует духовную тягу к ним. Подробно законы о том, что разрешено и запрещено всему человечеству, нужно изучать отдельно. На сегодняшний день мне неизвестны какие-либо труды серьезных раввинов на эту тему на русском языке, кроме перевода книги рава Йоэля Шварца. Напоследок приведу цитату из нее — здесь приводится рекомендация одного из вариантов того, как любой человек, не будучи евреем, все же может отметить Субботу:
…Следует соблюдать не еврейскую Субботу с различными запретами, а подчёркивать смысл Субботы — отмечать ее как день, в который человек предается размышлениям о величии Творца, проявляющемся в творении.
Можно предложить следующий порядок: в вечер с пятницы на Субботу провести праздничную семейную трапезу, зажечь свечи в честь Субботы. Во время трапезы беседовать о вере, о сотворении мира. Хорошо прочитать отрывок «И закончилось (сотворение) неба и земли…» (Бытие 2). Желательно петь песни, говорящие о вере.
Днем в Субботу. Во многих странах Суббота является свободным от работы днем. Поэтому желательно в Субботу устроить коллективную молитву людей, соблюдающих заповеди сыновей Ноя. Читать псалмы, говорящие о Субботе и о сотворении мира, например Псалом 104, изучать заповеди сыновей Ноя. Можно прочитать из недельной главы, читаемой в эту Субботу в синагогах, отрывки, относящиеся ко всем людям, а отрывки, касающиеся только евреев, пропускать.
Можно также устраивать в этот день поездки на природу, чтобы ощутить величие Творения. По окончании Субботы желательно произвести обряд отделения Субботы от будней: зажечь свечу и произнести благословение: «Благословен Ты, Господь, Владыка мира, сотворивший свет огня», чтобы воздать благодарность Творцу, Давшему людям мудрость использовать огонь и энергию.
Все упомянутые выше субботние действия следует совершать с намерением принять участие в еврейской Субботе настолько, насколько это возможно для нееврея, но не с целью придумать новую религию.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте:
Рав Ефим Свирский
Заповеди для всего человечества.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
И был на всей земле один язык и слова одни
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Реувен Куклин
Евреи в Египте были гоями?..
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Точно так же, как ребенок стремится освободиться от взрослых, но возвращается к зависимости, терпя провал, цивилизованный человек пытается освободиться от Б-га до тех пор, пока неудачами неминуемо не будет возвращен к исходной точке. Подобно тому, как чередование зависимости и независимости ведет к более высокому уровню понимания и зрелости отдельной личности, поднимающаяся спираль человеческого развития ведет к более высокому уровню Б-госознания. Эти три этапа познания формируют основу чередующейся схемы зависимости и независимости, которая характеризует историю человечества в целом.
Рав Ашер Кушнир
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Ашер Кушнир
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.