Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему тела царя Шауля и его сыновей были сожжены перед захоронением?

Темы: Кремация, Танах, Похороны, Шауль, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Добрый день. Почему тела царя Шауля и его сыновей были сожжены перед захоронением, как сказано в конце первой книги пророка Шмуэля? Спасибо. Борис

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Борис!

Вы задаете очень верный вопрос — ведь известно, что Тора запрещает кремацию, так как после нее становится невозможным выполнение заповеди похорон. Поэтому давайте рассмотрим два последних стиха книги Шмуэля:

«Поднялись все отважные (воины), и шли всю ночь, и взяли тело Шауля и тела его сыновей со стены Бейт Шеана, и пришли в Явеш, и сожгли их там. И взяли их кости, и похоронили под тамариском в Явеше, и постились семь дней».

Здесь сразу следует обратить внимание на слова «взяли их кости и похоронили». Это означает, что слово «сожгли» в предыдущем стихе никак не может означать обычную кремацию, после которой, как известно, не остается никаких костей, а лишь горстка пепла. Тем более, в Танахе слово «кости» зачастую означает «останки». Поэтому этот отрывок вполне можно объяснить по-простому — останки Шауля и его сыновей были похоронены по Закону. Но, в таком случае, что же было сожжено? Некоторые комментаторы писали, что сожжена была только плоть павших, уже подвергшаяся тлену и непригодная поэтому для переноса и похорон. А торжественно погребены были лишь кости. Но наши законоучителя (поским) не принимают этот комментарий и настаивают на других объяснениях, которые приводятся ещё в мидрашах, а именно:

1. Сожжены были одежда и личные вещи членов царской семьи — так было принято поступать, чтобы показать: никому не дозволено пользоваться предметами личного обихода, принадлежавшими царю;

2. Были зажжены воскурения, чтобы не чувствовался запах мертвых тел, — из уважения к покойным;

3. По некоторым мнениям, эти благовония служили также для сохранности тел, слегка мумифицируя их, возможно, удаляя влагу и дезинфицируя, — таким образом, слово «сожгли» можно отнести к телам — в смысле иссушили их. Так следует из объяснений Мальбима.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Зачем царь Шауль пошёл на смерть?

Слушайте: Гибель царя Шауля

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.