Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли в субботу играть в игру «Эрудит»?

Темы: Суббота, 39 мелахот, Яков Шуб, Игра

Отложить Отложено

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли в шабат играть в настольную игру Скрабл (русская версия называется Эрудит). Заранее благодарна за ответ.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за интересный вопрос. В игру «Эрудит» разрешено играть в субботу, если в другие дни недели во время игры не ведется запись очков. Если же обычно во время игры ведется запись очков, то в субботу играть в неё будет запрещено, т.к. существует опасение, что игроки начнут записывать результаты.

Суть игры «Эрудит» заключается в составлении слов на игровом поле из уже имеющихся отдельных букв. Для того чтобы понять, разрешено ли играть в такую игру в субботу, необходимо разобрать три вопроса:

1. Является ли «писанием» (котэв), одной из 39 работ, запрещенных в субботу, составление слов из уже имеющихся отдельных букв?

2. Является ли «писанием» установление букв в ячейки на игровом поле?

3. Существует ли запрет играть в субботу в игры, в процессе которых обычно ведется запись очков?

Рассмотрим каждый из этих вопросов.

1. В Гемаре Шабат (104 б) сказано: человек, который написал в субботу одну букву в одном городе, а другую — в другом городе, нарушил запрет из Торы. Гемара объясняет: причина этого в том, что достаточно лишь приблизить буквы друг к другу, чтобы они оказались рядом. В свою очередь, чтобы нарушить запрет Торы писать в субботу, достаточно написать две буквы рядом — это минимальное количество, «необходимое» для нарушения.

Соответственно, можно сделать вывод: если бы буквы были написаны до субботы, то сближать и разъединять их было бы разрешено. Иными словами, в субботу запрещено именно писать буквы, а составление слов из уже имеющихся букв не запрещено (Маамар Мордехай 317, Авнэй Нэзэр 210, Шмират Шабат кэ-Илхата 9, прим. 48).

2. Автор Маген Авраам (340:10) полагает, что в субботу запрещено пришивать серебряные буквы к ткани, т.к. это действие является нарушением запрета письма (Мишна Брура 340:22). Т.е. по мнению Маген Авраама, хотя буква была изготовлена до субботы, ее прикрепление к какому-либо предмету рассматривается как писание на этом предмете и, соответственно, будет запрещено. Поскольку, по мнению Маген Авраама, запрет в данном случае заключается в помещении букв на существующую поверхность, что уподобляет это действие писанию, понятно, что речь идёт о прикреплении букв к ткани на продолжительный срок/навсегда (Орхот Шабат 15:25, см. также Игрот Мойше, Орэх Хаим 1:135). Соответственно, в игре «Эрудит», где буквы устанавливаются в ячейки на игровом поле только на время игры, чтобы не смешивались, такого запрета не существует.

Кроме того запрет действует только в ситуации, когда буква прежде была как бы «вырезана», не была ни к чему прикреплена. Однако если буква была уже написана на чём-то, например, на бумаге, то прикрепление листа бумаги с написанной буквой не будет считаться «писанием», ведь у этой буквы уже существует своя «поверхность» — то, на чём она написана (Шмират Шабат кэ-Илхата 16, прим. 64). Что касается игры «Эрудит», то буквы в ней уже написаны на пластмассовых или деревянных фишках. Соответственно, установление фишки с буквой на игровом поле не является «писанием» и не запрещено в субботу.

3. Автор Хаей Адам (38:11) пишет, что запрещено играть субботу в игры, где обычно ведется запись очков, т.к. мудрецы опасались: это может привести к тому, что человек по привычке начнет записывать результаты игры. Соответственно, если обычно в игре «Эрудит» ведут запись очков, то играть в нее субботу будет запрещено.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Запрет писать и стирать в субботу

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.