Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нестыковки! Когда умер Терах?

Темы: Шем, Лех Леха, Авраам, Хронология, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый рав Овадья! Я заинтересовался, в каком возрасте встретились Шем, сын Ноаха, который назван царём Шалема (Иерусалима) и священником Всевышнего по прозвищу Малки-Цедек, и Авраам, который получил его благословение. И не могу сделать две стыковки:

1. Терах родил Авраама в 70 лет, а умер в Харане в 205 лет (Берейшит 11:32), но тогда Аврааму должно было бы быть 135 лет, а сказано, что при выходе из Харана ему было 75 лет (Берейшит 12:4). Выходит, что Терах умер не в 205, а в 145 лет, а Шему тогда было 535 лет. Но, возможно, эта ошибка в смерти Тераха не принципиальная?

2. По существу: сказано, что первым царём Израиля стал Шауль, а до него от Моше царём был Сам Всевышний и народом правили судьи. Если Всевышний огорчился, что Его отвергли, чтобы Он не царствовал над народом Своим, и вместо Него запросили царя земного, то получается, что Шем до Шауля не мог быть царём над народом, не мог его Всевышний назвать царём, когда Сам был Царём Своего народа. Поясните, пожалуйста, кто и на каком основании считает Шема царём Израиля, потому что по логике это противоречит словам Моше.

Опять же, Всевышний не напрасно назвал Малки-Цедека ЦАРЁМ Шалема и Своим служителем, есть ли ещё какие-то предположения, кто был этот царь и был ли он обрезан? Очень хочется (и необходимо) разложить в своей голове всё «по полочкам», чтобы грамотно отвечать на подобные вопросы. Спасибо за помощь, с уважением, Михаил

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Михаил!

1. В Писаниях, полученных нами из Первоисточника по Традиции, невозможны ошибки. Тем более в Торе, продиктованной Б-гом напрямую. Иногда, однако, между стихами Торы по видимости существует противоречие. «Библейским критиками» это дает возможность нападать на Писание, а тем, кто ищет истину, эти места в Торе открывают новые глубины в ее понимании. Это может служить одним из примеров понимания слов пророка Ошеи (14:10): «…пути Б-га — прямые, праведники пройдут по ним, а нечестивцы — споткнутся».

Вы верно заметили: действительно, на самом деле Терах умер спустя много лет после ухода Авраама. Комментаторы объясняют, почему о его смерти сказано именно здесь. Дело в том, что если Тору будет читать не такой внимательный человек, как Вы, то он и не заметит противоречия. Соответственно, он подумает, что Авраам оставил семью только после смерти отца. А если бы об этом было сообщено позже, чем об уходе Авраама, то стало бы очевидным, что Авраам покинул отца и ушел, тем самым проявив неуважение.

Мы понимаем, что как Всевышний повелел, так и следовало поступить. Но есть люди, для которых почитание родителей превыше всего, и они будут возмущены поступком Авраама. Чтобы этого не произошло, Тора деликатно «обошла» этот вопрос.

А о том, сколько лет было Аврааму во время встречи с Шемом, мудрецы спорят. По мнению мидраша Сэдэр Олам, за которым, скорее всего, следует Раши, Авраам был в Земле Кнаан дважды, и глава Лех леха начинается с рассказа о втором походе — по велению Творца. Следующие события, о которых повествует глава, выходит, относятся к более раннему периоду. Ведь они завершаются рассказом о Союзе меж рассечённых частей. Заключая с Авраамом этот союз, Б-г предсказал ему, что потомки его спустятся в Египет. По этому мнению, Аврааму было тогда 70 лет. Но, так или иначе, Шем пережил Авраама, так что упоминание об их встрече в Шалеме не создает противоречий.

2. Несколько раз мудрецы упоминают в Талмуде и мидрашах, что Малки-Цедек — это Шем, других версий я не встречал. Но он никогда не назывался царем Израиля, ведь тогда еще даже не родился Яаков, подаривший своим потомкам имя Израиль. Поэтому Вы все верно пишете — Шауль был первым царем Израиля, а Шем был царем над городом, населенным в те времена кнаанейцами и называвшимся Шалем, — будущим Иерусалимом. В комментариях Раши и Хизкуни приводится, что Шем родился обрезанным.

С уважением, Овадья Климовский

Слушайте: Почитание родителей

Читайте: Терах пришёл к вере в Единого Б-га?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.