Темы: Рав Реувен Куклин, Песах, Иврит, Маца, Хамец, Еврейский алфавит
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Объясните, пожалуйста. В словах «хамец» и «маца» две буквы одинаковые (мем-цади), а две буквы отличаются друг от друга как по положению в слове, так и по значению. Объясните это. Спасибо за ответ. Дмитрий
Уважаемый Дмитрий,
Вы задаёте интересный вопрос. А-Шла (глава Бо) пишет, что различие между словами маца и хамец заключается в следующем: в букве hэй в слове маца палочка справа не доходит до вершины буквы, а оставляет «выход», а в букве хэт в слове хамец палочка доходит до конца. Талмуд (трактат Менахот 29 б) говорит, что «выход» в букве hэй символизирует возможность выхода из этого мира в мир будущий. Такая возможность существует, только когда у человека есть йецер а-тов («доброе стремление», «стремление к добру», которое символизирует маца). Йецер а-ра же («дурное стремление») отупляет человека окончательно, не оставляя ему возможности совершить раскаяние и удостоиться будущего мира — на это «намекает» буква хет, которая закрыта со всех трёх сторон, «не оставляет выхода». Говорят мудрецы в трактате Йома (39а), что, совершая грех, человек (духовно) тупеет.
Почему буква хэт стоит в начале слова, а буква hэй в конце? Это можно объяснить, опираясь на слова книги Зоар (глава Трума). Зоар говорит, что дурное стремление приходит к человеку без какой-либо подготовки, в отличие от стремления доброго. Поэтому в слове хамец буква хет стоит в начале слова, «намекая»: духовное безумие приходит внезапно, без подготовки. Буква hей же стоит в конце слова, поскольку для того, чтобы получить долю в грядущем мире, необходима духовная подготовка.
С уважением, Реувен Куклин
Слушайте: Тайна буквы…
Читайте: Что выражают буквы еврейского алфавита?
Обзор по теме: Что такое маца — еврейский хлеб?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»
Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?
Рав Реувен Куклин
Почему на иврите «лицо» — во множественном числе?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Куклин
Какова, например, сущность слова шульхан (стол)?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Неизвестный автор
Почему сначала едят мацу, символ свободы, и лишь затем марор — символ рабства?
Рав Хаим Суницкий
Ципора Харитан,
из цикла «Женщина в еврейском доме»
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «История священного языка»
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина