Темы: Ог, Моше, Мидраш, Чудеса, Овадья Климовский, Великаны
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВот тут написано: Дварим, 3 глава, 11 стих: «Ибо только Oг, царь Башана, остался из останка рефаим. Вот ложе его, ложе железное это, в Рабате сынов Амона оно: девять локтей его длина и четыре локтя его ширина, по локтю мужа». Коммент Раши: «по локтю мужа. По локтю Ога (а не среднего человека)». Вопросы:1. Чему равен локоть Ога примерно? 2. Зачем в Торе упоминаются размеры ложа? 3. Какой был рост Ога примерно? Если ложе было 9 локтей в длину? 4. Ложе это кровать, на которой он лежал? Эрик
Здравствуйте, уважаемый Эрик!
1. Мидраш а-Гадоль описывает победу Моше над Огом так: Моше был 10 локтей ростом, он взял оружие длиной 10 локтей и, подпрыгнув на 10 локтей же, поразил Ога в… лодыжку! Если понимать этот мидраш буквально, то можно самим вычислить, какого роста был Ог, и, поделив это на три с половиной, узнать, каков его локоть. Однако эти круглые цифры дают основание думать, что мидраш имеет в виду вовсе не физические параметры описываемых людей (которые были тоже необычными, но не настолько), а что-то иное. В другом мидраше приводится от имени рабби Йоханана, что нога Ога была длиной 18 обычных локтей… Из книги Зоар, комментариев Рашбо и других можно понять, что речь идёт о заслугах Ога, ведь, по некоторым преданиям, он работал у самого праотца Авраама. Эти заслуги вкупе с его духовными возможностями (отсюда вовсе не следует, что он был праведником, речь идёт лишь о его потенциале) давали даже Моше повод сомневаться, что Ога удастся легко одолеть.
2. Аммонитяне хранили кровать Ога как предмет гордости — они сумели победить сильнейший народ, к которому он принадлежал! А Моше рабейну, говоря с народом Израиля, напомнил им о размерах Ога, чтобы они не думали: «Мы победили». Ведь без помощи Всевышнего невозможно было бы одолеть такого гиганта.
3. См. п.1. Также есть известное предание (приводится в том же сборнике), что Ог пытался сбросить на Израиль скалу километровых размеров… Рамбам же считал, что «локоть», упомянутый Торой в этом отрывке, не отличается от обычного. В книге «Путеводитель заблудших» он пишет так:
«Кровать, в отличие от одежды, обычно изготовляется не по размеру человека, а делается больше его роста примерно на треть. Соответственно, если кровать Ога была длиною 9 локтей, то сам он был не более 6 локтей росту. Безусловно, это одно из сильнейших отклонений от нормы, однако в нем нет решительно ничего невозможного». Так же считают и многие другие комментаторы. Например, Ибн-Эзра пишет: «Имеется в виду локоть обычного человека, так как если объяснять по-другому, то выйдет, что Ог был невероятно огромен, и в таком случае он уже не имеет никакого человеческого вида».
4. Как видно из предыдущих пунктов, мнения комментаторов разделились. Одни полагают, что эрес, упомянутый в этом стихе, это именно детская кроватка, доказывая это тем, что она была железная — даже младенцем Ог был необычайно силён и ломал деревянные колыбельки, поэтому пришлось сделать железную. Мудрецы обычно используют это слово именно для обозначения колыбели. Другие объясняют это слово в соответствии с его обычным употреблением в Танахе — просто «кровать». Интересно, что Хизкуни, очень авторитетный средневековый комментатор, объясняет, что эрес в данном случае означает «крепость»: Ог построил персональное укрепление, которое Аммону удалось разгромить.
Главный вывод из всех комментариев один: Ог был человек не только физически, но и духовно непростой. Победа над ним была фактически еще одним чудом, которое Б-г совершил ради заслуг Моше рабейну.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Кто сообщил Аврааму о пленении Лота?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Берл Набутовский
Почему Тора называет Нимрода богатырём?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Гади Поллак
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Гади Поллак
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.