Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чем отличается современный Пасхальный Седер от Седера времён Второго Храма?

Темы: Песах, Пасхальный седер, Яков Шуб, Жертвоприношение

Отложить Отложено

Чем отличается современный Пасхальный Седер от Седера времен второго Храма? И как переводится слово «афикоман»?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос.

1. Мишна Псохим (10:4) говорит, что одним из четырех вопросов, которые сын задает отцу в начале седера был: «Почему в обычный день мы едим мясо жареное и вареное, а в эту ночь только жареное?». Имеется в виду, что кроме мяса пасхальной жертвы, которое должно быть жареным, было мясо жертвы Хагига, которое также необходимо было есть жареным. Сначала ели мясо жертвы Хагига, чтобы утолить голод, а затем — мясо пасхальной жертвы, чтобы насытиться. Перед тем как есть Хагигу, произносили благословение: «Благословен ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, Освятивший нас своими заповедями и Повелевший нам есть Зэвах». А перед тем как есть Песах, говорили: «… и Повелевший нам есть Песах». В наше время в память о пасхальном жертвоприношении принято класть на кеару (поднос, который находится на столе во время седера) жареное крыло курицы, а в память о Хагиге — «жареное» яйцо. Крыло курицы не едят, чтобы люди не подумали, что это на самом деле пасхальная жертва. Сегодня вместо вопроса о жареном мясе, принято задавать другой вопрос: «Почему в обычный день мы едим и сидя, и возлежа, а в эту ночь — только возлежа?». Во времена Храма этот вопрос был не актуален, т.к. тогда всегда во время трапез ели, возлежа.

2. Мишна Псохим говорит, что трапеза с пасхальной жертвой не заканчивается афикоманом. Гемора (Псохим 119а) приводит два объяснения этого слова. Первое — «уберите посуду», т.е. после того, как закончили есть Песах, не говорят «уберите посуду» и не расходятся, чтобы затем вновь собраться есть что-либо другое. Причина: мудрецы опасались — это может привести к тому, что и саму пасхальную жертву люди начнут есть в двух разных местах, в двух разных группах, что запрещено. Второе значение слова афикоман — «сладкий десерт, который обычно подается в конце трапезы», т.е. после того, как съели пасхальную жертву, не едят сладкий десерт — чтобы вкус пасхального мяса оставался во рту.

В наше время афикоманом называют мацу, которую едят перед Биркат а-мазон (благословением после трапезы). Существует спор о том, почему надо есть ещё эту мацу, помимо той, которую едят в начале трапезы. По мнению Раши и Рашбама, поскольку во времена Храма мясо пасхальной жертвы ели вместе с мацой, то именно с этой мацой человек выполняет заповедь есть мацу в Пасхальный седер. По мнения Роша и Рана, «основной» является маца в начале трапезы, а мацу в конце трапезы едят в память о пасхальной жертве, мясо которой также ели в конце трапезы. Некоторые «устрожают» соблюдение и едят на афикоман два ке-заита мацы, один — чтобы выполнить заповедь есть мацу, а другой в память о пасхальном жертвоприношении (Мишна Брура 477:1). Как и во времена Храма, нельзя ничего есть после афикомана, чтобы во рту остался вкус мацы. При Мегодим (Мишбецот Заав 478) говорит, что в наше время слово афикоман означает, что эта маца, которую мы едим в конце трапезы, сладка нам, как ман.

Да будет воля Вс-вышнего, чтобы уже в этом году мы удостоились принести пасхальную жертву в отстроенном Храме.

С уважением, Яков Шуб

Читайте:

Неужели вы пойдёте воскуривать ягнёнка?

Смотрите: Пример проведения Пасхального седера

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.