Темы: Суббота, Яков Шуб, Музыка
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом Аллейхем! Почему в шаббат нельзя играть на музыкальных инструментах? Распишите подробно…
Большое спасибо за Ваш вопрос. Мишна (Бейца 36 б) говорит, что мудрецы запретили хлопать в ладоши и танцевать в Шаббат и йом-тов (праздник). Причина запрета: эти действия могут привести человека к тому, что он захочет аккомпанировать себе и начнет настраивать для этого музыкальные инструменты. Настройка музыкальных инструментов, в свою очередь, является маке бэ-патиш («завершающим ударом»), одной из 39 работ, запрещенных в субботу Торой. Поэтому запрещено в Шаббат играть на музыкальных инструментах — это может привести к тому, что человек начнет их настраивать (Шулхан Орух 338:1).
В некоторых общинах «облегчают» и разрешают в субботу хлопать в ладоши и танцевать. Кроме того, разрешено хлопать в ладоши и танцевать во время Симхат Тора или ради исполнения любой другой заповеди. Причина разрешения: в наше время настраивать музыкальные инструменты умеют только специалисты (Рамо 329:3, Мишна Брура 329:8). Но это «облегчение» касается только танцев и хлопанья в ладоши, запрет играть на музыкальных инструментах в любом случае остается в силе (Мишна Брура 329:8).
Кроме того, в Геморе (Эйрувин 104:1) обсуждается вопрос, можно ли в субботу извлекать звуки с помощью различных предметов. По первому мнению, в субботу запрещено извлекать любые звуки, в том числе стучать в дверь. Причина запрета та же: в конце концов, это может привести к настройке музыкальных инструментов. По второму мнению, запрещено извлекать только звуки в определенном ритме или таким образом, чтобы они составляли мелодию. Шулхан Орух (328:1) принимает второе мнение.
С уважением, Яков Шуб
Читайте:
Царь Давид играл в субботу на музыкальных инструментах?
Суббота — день тотального запрета на настоящую жизнь?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Корни настоящей еврейской музыки находятся в храмовых песнопениях. И канторское пение, и хасидские напевы отличаются многообразием и богатством форм.
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Александр Айзенштадт,
из цикла «Тора и Музыка»
Из цикла «Беседы о музыке»
Александр Айзенштадт,
из цикла «Тора и Музыка»
Музыка и религиозное мироощущение
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.