Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если видишь хлеб на земле, надо поднять?

Темы: Рав Реувен Куклин, Еврейский закон, Еда, Хлеб

Отложить Отложено

Вопрос смешноватый… Я знаю, что если видишь хлеб на земле, то надо поднять и положить на возвышение! Так вот, отсюда выходят 3 вопроса:

1) Если поблизости нету возвышений таких, как забор, стена и так далее… Могу ли я положить на дерево, камень?

2) Можно ли, кормя животных, кинуть хлеб на пол (землю)? Ведь они могут не доесть и так оставить!

3) Если я вижу, что кошка ест хлеб, а потом убегает и оставляет его на земле, я должна поднять, не боясь микробов?

А. (13 лет)

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая А.,

Вы задаёте очень правильный и хороший вопрос (совершенно непонятно, почему Вы называете его «смешноватым»).

В трактате Софрим (3, 18) сказано, что запрещено пренебрежительно обращаться с едой. Раши (Таанит 20 б) объясняет, что, пренебрегая пищей, человек демонстрирует неблагодарность Творцу, Который одарил его этим благом. Есть различные правила, связанные с этим законом.

Одно из таких правил — запрет оставлять еду на земле, если есть опасение, что прохожие её раздавят. В Талмуде (трактат Эрувин 44 б, Бава Мециа 23а) сказано: «Не проходят над (рядом с) едой». Комментирует Раши: «Тот, кто, идя по дороге, находит пищу, не имеет права пройти дальше и оставить её». Из последующих слов Раши ясно, что необходимо поднять эту пищу, чтобы её не раздавили. И так комментируют эту это место в Талмуде многие ришоним (комментаторы ранних поколений).

Из Талмуда ясно, что этот запрет распространяется не только на хлеб, но и на любую пищу. Об этом говорит рабейну Йерухам (Толдот Адам вэ-Хава 16, 5): «Не проходят над едой — имеется в виду, что когда человек идёт по дороге и находит хлеб или другую пищу, ему запрещено покинуть её, а должен он её поднять, чтобы она не осквернилась».

Рабейну Йонатан (объясняя комментарий Рифа на Эрувин 19 б) пишет, что можно также подвинуть еду, которая лежит на дороге, так, чтобы её не раздавили прохожие. Из его слов тоже следует, что пищу, которая лежит там, где обычно люди не ходят, нет обязанности поднимать.

Из Талмуда также следует: если есть опасение, что пища, лежащая на земле, может принести какой-то вред, нет обязанности её поднимать.

От имени рава Эльяшива приводят (Асукей Шматете, Бава Меция 23), что ту пищу, которую обычно не едят (например, хлеб, который выбросили на улицу), нет необходимости поднимать.

Хотел бы добавить, что этот запрет не приводится в Шульхан Арухе, но его приводит Маген Авраам (171, 1) и, вслед за ним, Мишна Брура (11). Однако рав Моше Файнштейн (Диброт Моше, Бава Мециа) считает, что, по мнению Шульхан Аруха, нет безусловной обязанности поднимать еду, которая находится на земле. Это только желательно сделать.

Опираясь на сказанное, перейду к ответу на Ваши конкретные вопросы:

1. Можно положить еду на любое возвышение — дерево, камень и т.п.

2. Можно положить хлеб на пол, чтобы его съели животные (конечно же, в том месте, где нет опасения, что его растопчут).

3. Если можно опасаться заражения (микробов), нет необходимости поднимать хлеб. Более того, даже если нет опасности заражения, по мнению рава Эльяшива, этот хлеб нет необходимости поднимать: ведь его уже не будут есть люди.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Уважение к хлебу, к вину и к человеку

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.