Уважаемые рабаним! Подскажите, как себя правильно вести в доме, где сидят шиву (я не имею в виду поведение, тут и так все понятно). Что принято говорить? Знаю, что есть какая-то фраза, которой выражают соболезнование скорбящему. Принято приносить какую-то еду или нет?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Заповедь «утешать скорбящих» требует выразить им соболезнование по поводу их утраты, посочувствовать их горю и поддержать добрыми словами. Выполняя заповедь «утешать скорбящих», Вы помогаете не только самому скорбящему, но и душе умершего, её «возвышению» (илуй нишмато).
Перечислим некоторые правила поведения в доме скорбящего.
1. Входят в дом скорбящего тихо, не приветствуют его словом «шалом». Другие люди, находящиеся в доме, также не приветствуют друг друга словом «шалом».
2. Скорбящий обычно сидит на низком стуле или кровати. Пришедший утешить его садится на стул напротив него.
3. Обычно ожидают, пока разговор начнёт сам скорбящий. Если видно, что он затрудняется, можно начать разговор самому.
4. Разговор обычно ведется на тему, удобную для скорбящего. Лучше всего, чтобы темой разговора было воспоминания об умершем, о его праведных делах.
5. Разрешено навещать скорбящих и днем, и вечером. Если по поведению скорбящего видно, что дальнейшее присутствие посетителя ему в тягость, необходимо покинуть дом, чтобы лишний раз не доставлять ему неудобств.
6. Дом скорбящего должен быть местом, где он находит утешение. В его обязанность не входит оказывать гостеприимство посетителям, поэтому нет необходимости ставить угощения для гостей.
7. Обычно не берут ничего из дома скорбящего. Некоторые галахисты полагают, что не следует также ничего приносить в дом скорбящего, кроме вещей, необходимых ему.
8. Принято давать пожертвования в доме скорбящего ради возвышения души умершего.
9. Перед уходом принято говорить: А-Маком йенахэм этхэм бэ-тох ш-ар эвлей Цийон в-Ирушалаим — «пусть Вс-вышний утешит Вас вместе с другими скорбящими по Сиону и Иерусалиму». Некоторые добавляют еще: Вэ-лё-тосифу лэдаава од — «Пусть не придётся вам больше страдать».
Пусть Вс-вышний посылает только радостные вести Вам и Вашей семье.
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Еврейские похороны и траур
Толдот Йешурун
Новый диск с аудиоуроком о законах траура
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Жизненный цикл»
Рав Реувен Куклин
Я знаю, что так надо, но почему?
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Бенцион Зильбер
У меня погибла сестра...
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Траур по умершему родственнику»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Годовщина смерти (по еврейскому календарю)
Рав Яков Шуб
Что будет, если Изкор прочесть, а пожертвования не дать?
Рав Яков Шуб
Связан ли этот вопрос с будущим воскрешением мёртвых?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина