Темы: Иштадлут, Рав Реувен Куклин, Ноах, Потоп, Чудеса
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак все виды животных могли поместиться в ковчеге? Существует столько видов слонов и прочих крупнокалиберных… Александр, Россия
Уважаемый Александр,
Вы задаёте правильный и хороший вопрос, который должен задать себе каждый, внимательно изучающий Тору. Уже Рамбан (Нахманид), один из величайших комментаторов Торы всех поколений, поднимает этот вопрос. Он пишет: то, что в ковчеге поместились все животные, а также еда для них на целый год, было чудом. Такая «разновидность» чуда называется на языке мудрецов муат эхзик эт а-мерубэ — «малое вмещало большое». В Мидраше Ялкут Шимони (Йеошуа 14) приводятся различные примеры подобного рода чудес, которые происходили в различные времена.
Однако Рамбан не ограничивается этим утверждением. Он продолжает задавать вопросы.
Если это было чудо, спрашивает Рамбан, зачем же Ноах должен был строить такой большой ковчег? Ведь достаточно было построить ковчег минимальных размеров, и он также вместил бы всех животных чудесным образом.
На это Рамбан даёт два ответа. Во-первых, говорит великий комментатор, масштабное строительство было необходимо для того, чтобы все современники Ноаха обращали внимание на происходящее, удивлялись гигантскому сооружению, рассказывали друг другу о ходе строительства и рассуждали о том, что за грехи поколения Всевышний может навести потоп. Так современникам Ноаха была предоставлена возможность сделать тшуву.
Второй ответ на этот вопрос такой. Творец приказал Ноаху построить столь вместительный ковчег, чтобы «уменьшить» чудо. Рамбан пишет, что почти все чудеса в Торе имеют следующую «структуру»: человек делает всё, что способен сделать, остальное — в руках Небес. Поэтому Ноах должен был построить настолько большой ковчег, насколько мог, а остальное (размещение всех животных) было в руках Небес.
С уважением, Реувен Куклин
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Знаете ли вы, что у Ноаха было два имени? Известны ли вам подробности его рождения? Биография праведника и строителя ковчега.
Рав Ефим Свирский
Рав Овадья Климовский
Как-то быстро голубь нашёл лист...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Глава Ноах
Рав Захария Матитьяу
Майсы
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу.
Рав Овадья Климовский
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Поколение потопа совершало как мелкие, так и крупные грехи. Но Всевышний, обладая долготерпением, прощал им прегрешения... до определенного момента.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «Еженедельный раздел Торы»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.